Истории

Наследники Януковича - "люди Майдана" и "олигархическая сотня"

Скоро три недели, как в Украине поменялась власть. Вечером 21 февраля в президентской резиденции Межигорье царило необычайное оживление. Туда-сюда сновали люди, шла погрузка каких-то ящиков. А потом президентский вертолет взмыл в воздух и был таков. Янукович улетел, но, в отличие от Карлсона, вернуться не обещал.

На следующий день Рада отрешила его от должности и назначила исполняющим обязанности президента Александра Турчинова - спикера парламента и многолетнего соратника Юлии Тимошенко. Вечером того же дня сама Юлия Владимировна была освобождена из колонии и триумфально въехала на сцену киевского Майдана в инвалидной коляске.

За несколько дней была сформирована новая власть. Парламент в эти дни работал без устали, штампуя постановления, похожие друг на друга, как братья-близнецы. Такого-то уволить, такого-то назначить. Дата, подпись. Диапазон голосов «за» колебался от 270 до 350. При том, что всего в Раде 450 депутатов. Такое единодушие депутатского корпуса объяснялось банальным испугом бывшего провластного большинства. Шутка ли - всего за пару дней фракция Партии регионов - украинского аналога «Единой России» - потеряла почти 80 парламентских «штыков», сократившись более, чем наполовину.

Коллективный портрет украинской власти изменился до неузнаваемости. Что интересно, среди новых лиц практически нет представителей старой команды. Таким образом, частично реализовано на практике одно из требований Майдана - люстрация, то есть недопущение к государственным должностям представителей прежнего режима. Следствием такого подхода стало не только тотальное кадровое обновление, но и открытие «социальных лифтов». Например, в новом правительстве каждый третий министр никогда не работал в госаппарате. Так что же это за люди?

«А царь-то ненастоящий!» (с)

Если бы хоть кто-то в Украине еще месяц назад предположил, что этот человек станет фактически главой государства, ему бы никто не поверил. Но Майдан сделал невозможное возможным. Итак, встречайте. Александр Валентинович Турчинов, собственной персоной. 31 марта этого года ему исполнится 50 лет. За эти полвека он сделал феерическую карьеру от секретаря райкома комсомола в Днепропетровской области до и.о. президента Украины, главы Совета национальной безопасности и обороны, спикера украинского парламента и главнокомандующего вооруженными силами. Как отмечают наблюдатели, этот маленький лысый человек, появляющийся на людях в неизменной кожаной кепке, сконцентрировал в своих руках больше полномочий, чем их имели прежние президенты – Леонид Кучма или Виктор Янукович. И при этом за него никто не голосовал.

Александр Турчинов - первый и пока что единственный на просторах СНГ баптист, ставший главой государства, пусть и временно, до 25 мая, когда должны состояться досрочные выборы президента.

Сетевые зубоскалы уже прозвали его Узурпастором. Смысл каламбура становится ясен, если совместить слова «узурпатор» и «пастор». Почему пастор? Потому что Александр Турчинов - первый и пока что единственный на просторах СНГ баптист, ставший главой государства, пусть и временно, до 25 мая, когда должны состояться досрочные выборы президента. Александр Валентинович регулярно проповедует своим единоверцам. Одной из таких проповедей можно насладиться вот тут – в Youtube.

В политике Его преподобие давно. Можно сказать, один из аксакалов. Именно он в начале 90-х создал небезызвестную партию «Громада», которую затем возглавил экс-премьер Павел Лазаренко и из которой позже вылупилось дожившее до наших дней детище Юлии Тимошенко - партия «Батькивщина» («Отечество»). И все эти годы Турчинов был верной тенью и Санчо Пансой Юлии Владимировны, а в ее отсутствие руководил партией в качестве «местоблюстителя».

В Украине поговаривают, что и сегодня Турчинов - лишь ширма для фактически управляющей страной Юли. Впрочем, хотя в этом утверждении и имеется значительная доля правды, все-таки в целом это преувеличение. Ведь нынешняя власть - коалиционная. "Батькивщина" делит ее вместе с националистической партией «Свобода» Олега Тягнибока.

"Кидок", еще "кидок".

Раздел должностей в новой власти многих удивил. Не только тем, что неожиданно для многих на первый план вышла уже списанная наблюдателями группа «людей Тимошенко». Не только тем, что националисты Тягнибока удовольствовались ролью младшего партнера у либералов, взяв себе лишь посты вице-спикера парламента, генерального прокурора, вице-премьера правительства и министров экологии и аграрной политики. Не только тем, что совершенно не у дел оказался новый националистический проект «Правый сектор», не представленный во власти вообще никак.

Но, в первую очередь, тем, что, словно по мановению волшебной палочки ловкого иллюзиониста, вне игры оказалась партия «Удар» одного из рейтинговых фаворитов, боксера Кличко. Естественно, Кличко обиделся и его однопартийцы, хотя и вошли в правящую коалицию, и отдали свои голоса за премьера и правительство, однако в само правительство входить отказались. Нет людей Кличко и в списке новых губернаторов.

Взял паузу и другой лидер президентских рейтингов – «шоколадный король» Петр Порошенко, с продукцией которого не так давно воевал бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Сейчас он находится на «низком старте» президентской гонки и, по данным соцопросов, опережает всех других претендентов. Скорее всего, если расклады не изменятся, во второй тур выборов выйдет он и Кличко.

Кто тут временные?

А вот, кто, похоже, похоронил свою политическую карьеру, так это новый премьер-министр Арсений Яценюк. Молодой либеральный юрист из Черновцов, успевший побывать за свою короткую, но феерическую карьеру практически на всех высших должностях страны. Он был и министром иностранных дел и заместителем главы администрации президента и главой парламента и главой Национального банка. Теперь вот премьер.

Все сходятся на том, что возглавляемое им правительство - это политические самоубийцы. В условиях тяжелейшего кризиса и будучи поставленными перед необходимостью проведения крайне непопулярных мер бюджетной экономии от рейтингов Яценюка и его министров буквально за полгода не останется и следа.

Кто же они, эти политические камикадзе? Бывший глава милиции Киева; бывший ректор Киево-Могилянской академии - фрондерского по отношению к прежней власти либерального вуза; молодой гражданский активист возникшего несколько месяцев тому назад движения «Автомайдан», человек без какого-либо вообще опыта работы на госслужбе; руководитель Школы экономики все той же Киево-Могилянской академии; глава медицинской службы Майдана в период его трехмесячного стояния; кадровый дипломат; кадровый финансист; юрист из Харькова, представляющий «Свободу» на посту министра аграрной политики; несколько партийных функционеров средней известности; актер одного из столичных театров, «голос Майдана» Евгений Нищук, проводивший дни и ночи на его сцене в качестве политического конферансье. Отдельной строкой следует упомянуть «карающий меч» новой власти - бывшего губернатора Харьковской области времен Ющенко-Тимошенко, армянина из Баку Арсена Авакова.

Были также созданы абсолютно новые структуры, такие как Люстрационный комитет, который возглавил журналист и гражданский активист Егор Соболев и Национальное бюро расследований во главе со скандальной журналисткой и тоже гражданской активисткой Татьяной Черновол, посвятившей немало своих публикаций подробностям житья-бытья Януковича в его Межигорье и даже однажды пойманной президентской охраной при попытке тайно перелезть через забор, окружавший резиденцию главы государства.

Силовой блок в правительстве координирует Андрей Парубий - бывший националист, в свое время разошедшийся с Тягнибоком. Последние три месяца он был «министром обороны Майдана» и руководил сотнями самообороны. Его заместителем стала тележурналистка Виктория Сюмар, курирующая информационную безопасность государства.

И хотя в новом кабинете присутствует много «людей Майдана», сам Майдан принял известие о назначении Яценюка и поименный список министров весьма прохладно. Скорее, он их «проглотил» без видимого удовольствия.  Яценюк вообще малопопулярен среди активистов, заслужив обидное прозвище «Пулявлоб» за свое неосторожное и так и не выполненное обещание возглавить людей, идущих на штурм правительственного здания. Именно это обидное словечко скандировала толпа на Майдане, когда с трибуны огласили имя Арсения Петровича в качестве кандидата в премьеры.

Так что «медовый месяц» Яценюка с народом Украины и, главное, с новым источником легитимности украинской власти - Майданом (который не обнаруживает желания расходиться, выдвигая власти все новые и раз за разом более радикальные встречные инициативы), будет весьма короток. Раскола между «кабинетами» и «улицей», судя по всему, не избежать. А значит, новый Майдан не за горами.

Вся президентская рать

Состав новых губернаторов тоже не лишен сенсационности. В западных и центральних областях назначенцы, в массе своей, не являются медиаперсонами и известны либо в узких политических кругах, либо в пределах своих регионов. Чего не скажешь о востоке Украины. Здесь необходимость удержать ситуацию в потенциально проблемных регионах под своим контролем заставила центр пойти на неординарный шаг, поставив во главе областей не бюрократов, а представителей крупнейшего бизнеса, которых принято называть олигархами.

Так, Днепропетровскую область возглавил совладелец бизнес-группы «Приват» Игорь Коломойский, обменявший офис в Женеве на кабинет в областной администрации. А донецким регионом теперь управляет совладелец корпорации «Индустриальный союз Донбасса» Сергей Тарута. Ряд богачей калибром поменьше возглавили Харьковскую и Одесскую области.

В принципе, такой шаг логичен. Если центр сомневается в своей способности контролировать те или иные регионы, самый верный путь - отдать их, в обмен на лояльность, под контроль их реальных хозяев, то есть тех, кто де-факто контролирует там экономическую и социальную жизнь. По такому же пути, кстати, пошли в свое время англо-американские союзники  в освобожденной от Муссолини Италии. На Сицилии опорой новой власти  на первых порах стала местная мафия, доны корлеоне.

Мобилизация «олигархической сотни» Майдана (как окрестила пресса этих губернаторов-новобранцев) на защиту территориальной целостности дала свои плоды. Теперь в Днепропетровске никто даже не заикается о каком-либо сепаратизме, а пророссийские выступления в Донецке пошли на спад.

share
print