Город

Смольный запустил портал открытых данных и копию «Красивого Петербурга»

11 марта 2014 17:28 Андрей Сошников
версия для печати
Смольный запустил тестовую версию портала открытых данных Петербурга, а также сайта «Наш Петербург», через который можно отправить жалобу чиновникам. Первая проверка показала: сайт «НП» работает, жалобы через него отправляются, коммунальщики на них реагируют, но своеобразно – звонят заявителю и предъявляют претензии.
Смольный запустил портал открытых данных и копию «Красивого Петербурга» Фото: flickr.com( Sergey Galyonkin)/Дмитрий Кутиль

Комитет по информатизации и связи на днях запустил тестовую версию портала открытых данных Петербурга, а также сайта «Наш Петербург», который позволяет жаловаться чиновникам на проблемы благоустройства и ЖКХ. Сайты обошлись городскому бюджету в 5,5 млн рублей. По техническому заданию конкурса, который летом 2013 года выиграл ГУП «СПб Информационно-аналитический центр», они должны были заработать еще в декабре.

До недавнего времени доступ к сайтам был перекрыт паролем, и до сих пор ссылки на них не опубликованы на сайте Смольного. Сейчас на портале открытых данных опубликовано 79 датасетов – это таблицы в «машиночитаемом» формате, которые, по идее, могут использовать программисты  для создания полезных приложений. Впрочем, опубликованные данные не слишком интересны, в основном это перечни подведомственных учреждений с адресами.

Куда любопытнее рассматривать функционал сервиса «Наш Петербург», который должен стать прямым конкурентом гражданских сайтов – «Заливает.СПб» (принимает обращения по протечкам крыш) и «Красивый Петербург» (по проблемам благоустройства). На этих сайтах пользователь может заполнить онлайн-форму и пожаловаться чиновнику на нарушения. Пожаловаться можно будет и с помощью мобильного приложения, которое появится в будущем.

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Открытые данные Петербурга и «Наш Петербург»»
  • Фоторепортаж: «Открытые данные Петербурга и «Наш Петербург»»
  • Фоторепортаж: «Открытые данные Петербурга и «Наш Петербург»»
  • Фоторепортаж: «Открытые данные Петербурга и «Наш Петербург»»
  • Фоторепортаж: «Открытые данные Петербурга и «Наш Петербург»»
  • Фоторепортаж: «Открытые данные Петербурга и «Наш Петербург»»
  • Фоторепортаж: «Открытые данные Петербурга и «Наш Петербург»»
  • Фоторепортаж: «Открытые данные Петербурга и «Наш Петербург»»
  • Фоторепортаж: «Открытые данные Петербурга и «Наш Петербург»»
  • Фоторепортаж: «Открытые данные Петербурга и «Наш Петербург»»

Мнения экспертов

Иван Бегтин, директор некоммерческого партнерства «Информационная культура», главный в России специалист по открытым данным – о портале data.gov.spb.ru:

- Несерьезно. Дизайн в ущерб содержания. У опубликованных данных отсутствуют метаописания (характеристики, пометы для программирования – «МР»), отсутствуют географические координаты, хотя их и предлагают показывать на карте... Данных много, но до чего же неудобный интерфейс! В общем, средненько, гордиться нечем.

Координатор движения «Красивый Петербург» Красимир Врански о сайте «Наш Петербург»:

- Судя по исполнению правительственного сайта, наш сервис точно не останется без пользователей... Во-первых, здесь нет наглядной карты проблем, куда бы каждый мог добавить свою проблему. Мы не обязаны знать, какой улице принадлежит та или иная детская площадка – удобно просто отметить ее на карте. А здесь приходится сверять адрес с картой, и уже затем писать обращение. Во-вторых, адрес в строке поиска приходится писать в точности по форме, которая заведена на сайте. Например, если я напишу «Ленинский пр.» без точки после «пр», сайт не поймет, что это за адрес. «Яндекс-карты», для сравнения, обрабатывают любую пунктуацию и сокращения в написании адресов.

Наконец, главная проблема – это свободная форма обращения. Когда я только начинал писать обращения, мне было сложно выбрать точные юридические и стилистические формулировки для описания проблем. Как обращаться к чиновнику – «уважаемый» или «великопреуважаемый», нужно ли ссылаться на законы и так далее. На самом деле, чем лаконичнее обращение – тем лучше: «Прошу убрать яму по такому-то адресу». Людям неопытным будет сложно составить грамотное обращение.

В общем, чтобы отправить обращение на правительственном сайте, нужно сделать много кликов, потратить немало времени – хотя все сейчас идет к упрощению, сокращению количества кликов. Сайт красивыйпетербург.рф был сделан на коленке программистом бесплатно. На что потрачены бюджетные миллионы здесь – не очень понятно. Единственное, что радует – видно, куда конкретно ушло обращение. Например, я жаловался на детскую площадку в Центральном районе, и обращение ушло в местное государственное жилищное агентство.

Интернет-буржуй Андрей Рябых о портале открытых данных и «Нашем Петербурге»:

- Почти всю информацию с портала открытых данных можно найти в «Яндексе» – там она аккуратно наложена на карту. Многое из того, что есть в поисковике, отсутствует на портале. Я, например, не смог найти фитнес-центр, который находится у меня рядом с домом. Вообще не очень понятно – для кого все это выложено. Для обычных граждан? Они продолжат пользоваться тем, к чему привыкли. Если для программистов – то они будут благодарны простой возможности загрузить данные с главной страницы в CSV-формате.

Разработчики обоих порталов решили нарисовать собственную карту вместо того, чтобы использовать «Яндекс-карты» или Google maps. Видимо, это их внутренний стандарт, но пользователь к нему не привык. Маркеры на этой карте отображаются неудобно – кликаешь по группе с цифрой, и они исчезают.  Ошибки в интерфейсе на портале «Наш Петербург»: наверху две похожие строки поиска с гербами, это сбивает с толку. Ну и мне было бы интересно посмотреть результаты – сколько проблем исправлено, а сколько поручений чиновники оказались не в силах выполнить. Этой статистики на портале нет.

P.S.

Чтобы проверить работоспособность сайта «Наш Петербург», Красимир Врански из «Красивого Петербурга» отправил по нему фотографию раздолбанной детской площадки в Центральном районе. Через полчаса ему позвонил представитель одного и жилкомсервисов и предложил приехать в организацию лично, чтобы отказаться от заявления, поскольку жилкомсервис за площадку не отвечает. Услышав отказ, он сообщил, что пришлет форму, по которой можно отказаться от заявления, по электронной почте.

Еще через полчаса позвонил в недоумении представитель ГУЖА Центрального района.

– Мне предлагает встречаться или подписывать ему какие-то бумажки, что, мол, к ним не имею претензий, – комментирует Красимир. – И все это в не самом приятном тоне, с претензией ко мне. После пережитого опыта пользоваться сайтом уже не хочется. Такого внимания мне не нужно. Я им поручил конкретное задание – отремонтировать проблемную детскую площадку. И сделал это не для того, чтобы мне звонили все подряд.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 848

Все опросы…