Истории

Пока мы мечемся между соцсетями и встречами, наше время утекает

Информационная эпоха подарила нам массу гаджетов и технологий, которые призваны сберечь наше время. Но почему-то времени у нас все меньше и меньше. Что происходит с нашим ощущением времени? Как найти «свое» время и осознанно управлять им?

Ответ на этот вопрос искала Дарья Васильева, кандидат социологических наук, доцент кафедры культурной антропологии и этнической социологии факультета социологии СПБГУ.

Время в традиционных обществах

Сегодня мы не представляем своей жизни без часов. Единицы времени стали чем-то «вещественным». С рождения мы обязаны ориентироваться на, по сути, абстрактные, выдуманные понятия – часы и минуты. И этот «контракт» уже не разорвать, даже если он совершает над нами определенное «насилие».

Мы часто забываем, что часы появились в ответ на необходимость синхронизации больших групп людей. Это была чисто хозяйственная, прагматичная необходимость. В европейских городах первые часы появились на ратушах, и они показывали время молитвы. Сначала это был аудиальный феномен – «бой часов». Часы - одна из форм для обеспечения единства группы.

Но если мы возьмем некоторые традиционные культуры, не знающие часов, которые жили в древности или живут до сих пор, мы увидим, что для них время – совершенно иное. Оно не линейное, как у нас, а «событийное».

Многие антропологи, которые ездят в экспедиции к традиционным обществам, словно оказываются в совершенно иной реальности. Был такой случай: посещая остров Ява (Индонезия), антрополог спросил коренного жителя «Когда придет поезд?» Тот попросту застыл. Мужчина долго думал, но потом все же ответил: «Поезд придет оттуда, постоит здесь немного и уйдет туда».

Для этого человека вопрос «Когда?» вообще не существует. Он не пытается «сосчитать» время. Он его просто проживает. Для него важно лишь само событие, и время этого события – именно тогда, когда оно происходит.

Или, допустим, 18 часов – время нашей встречи с друзьями. Представим себе, что у нас нет часов, и мы не знаем об их существовании. Когда бы мы собрались? На этот вопрос житель традиционного общества ответил бы вам так – «когда все будет готово» или «когда все соберутся».

Почему мы висим в безвоздушном пространстве

Линейное восприятие времени, которое зародилось внутри «цивилизации часов», господствовавшее еще в XX веке, выстраивало связь поколений в логичную линию: «раньше» были предшественники, «сейчас» живут современники и компаньоны, «следом» придут последователи. На этом фундаментальном представлении строилось наследование власти, семейного дела. Все, чем жил человек, основывалось на освоении прошлого опыта, культуры, накопленной до него. Сегодня этот фундамент начинает рушиться на глазах. Мы видим появление совершенно иного восприятия времени.

Опыт предыдущих поколений уже не всегда рассматривается нами как полезный. Технологии стремительно развиваются, отбрасывая пласты умений, наук, знаний.  К тому же сейчас мы можем ориентироваться на «разное прошлое», выбирать традицию и образ жизни, привлекательные для себя. Кто-то опирается на опыт дохристианских славян, кто-то - на идеалы коммунистической эпохи, кто-то вообще решил выбрать для себя образ жизни индусов.

Но есть и существенный минус – у нас не всегда есть возможность действительно освоить какой-то опыт глубоко и фундаментально. Скажем, жители «родовых поместий», пытаясь жить «по заветам предков», вряд ли на самом деле живут, как они. Прошлый опыт становится фрагментарным.

Кто наши современники, кто будет после нас?

То же самое происходит с другой частью «линии поколений» - современниками. Мы представляем, благодаря СМИ, что происходит в Африке, на Украине, в США… Но мы получаем эту информацию через короткие сообщения, видео. Мы интерпретируем события, исходя из своей картины мира. Но если бы мы приехали в эти страны сами, мы бы увидели ситуацию совсем иначе. То есть образы современников, которых мы не видим, для нас поверхностны.

Наших компаньонов – людей, с которыми мы общаемся – стало намного больше. У нас сотни «френдов» в социальных сетях, но со многими ли из них мы общаемся лично? Глубоко ли мы знаем их?

То же самое можно сказать и о наших последователях. Разделят ли дети наши убеждения и ценности, бизнес, культуру? Как вообще они будут жить? Это становится совершенно туманным и не ясным.

А проживаем ли мы «сейчас»?

Если говорить о собственном ощущении времени, здесь и сейчас, то мы часто повторяем, что его у нас нет. Мы мечемся между электронной почтой, мобильным телефоном, сообщениями в социальных сетях и живыми встречами, совещаниями, общением в  «скайпе». Так куда-то утекает и наше настоящее время.

Получается, что, не опираясь на опыт прошлого, не проживая глубоко настоящее и слабо представляя, кто и как будет жить после нас, в данной эпохе, мы парим в некоем безвоздушном пространстве, скользим по поверхности времени. Как путешественники, которые едут в новую для себя страну по стандартному туру, живут в сетевом отеле и ничего толком не узнают о реальной жизни.

Дедлайны, которые выставляет нам общество (в 30 у тебя должны быть семья, должность, квартира…), заставляют нас находиться в постоянном напряжении. А это напряжение в свою очередь мешает нам написать книгу, защитить диссертацию, создать бизнес.

При этом мы живем с  целью чего-то достигнуть, сделать что-то солидное - написать книгу, поставить спектакль, защитить диссертацию или создать успешный бизнес. Но в этом ритме человек часто забывает, что прежде, чем этого добиться, необходимо достаточно долгое время для низкого старта. Нужно время на подготовку. И вот этим долгим периодом современный человек не всегда умеет наслаждаться. Дедлайны, которые выставляет нам общество (в 30 у тебя должны быть семья, должность, квартира…), заставляют нас находиться в постоянном напряжении. А это напряжение в свою очередь мешает нам написать книгу, защитить диссертацию, создать бизнес.

Все дело в балансе

Благодаря информационной эпохе мы получили огромное количество возможностей. Но очень плохо, когда эта динамика, этот ритм разрушают те сферы, которые хочется сохранить. Плохо, когда логика быстрого времени переносится на дружбу, творчество, отношения в семье.

Возможно, нам, представителям «цивилизации часов», во многих ситуациях не хватает событийного времени традиционных обществ. Хотя иногда мы все же попадаем в такое время, когда нечто происходящее с нами нас сильно захватывает: влюбленность или увлекательное путешествие. И мы чаще всего воспринимаем это редкое время как период радости и гармонии.

Однако и полностью перенестись в событийное время мы, наверное, уже не сможем. В больницах и тюрьмах - где время кажется безграничным - пациенты и заключенные страдают от чувства нереализованности.

Все дело в том, как найти «свое» время и осознанно управлять им.

Время в Древней Греции

В древнегреческом языке есть слово «опису»: оно в одних ситуациях обозначает прошлое, а в других - будущее. Человек считал себя неподвижным во времени, а поток времени проходил как бы сквозь него. Будущее надвигалось на человека «из-за спины» и толкало его в прошлое, в его опыты. Считалось, что человек стоит лицом к прошлому, к наработанному жизненному опыту.

Время у коренных народов Бали

Житель Бали одним и тем же термином обозначает себя, своих правнуков и своих прадедов плюс третье поколение. Человек отождествляется со своими дальними предками, и для них дальние предки присутствуют в их сегодняшнем дне, это внуки и правнуки. Скажем, если хоронили старца, его правнуку запрещалось приходить на похороны, потому что по сути это «его» похороны – нехорошо приходить на собственные похороны.

Также жители Бали убеждены, что можно вернуться в определенные периоды времени. Девушка, которая проходила свадебные обряды, пребывает в том же времени, что и ее мать, когда выходила замуж, и в том же времени, что будут в такой момент ее дочь и внучка. Это все одно и то же время.

share
print