Истории

Петербург причислили к «заповедникам, космодромам и Антарктиде»

Во вторник Конституционный суд начал рассматривать жалобу, поданную депутатами ЛДПР, под которой подписалось бы большинство московских и петербургских водителей. В ней поставлены под сомнение несколько статей Административного кодекса, согласно которым наказание за неправильную парковку либо выезд на выделенную автобусную полосу в Москве и СПб штрафуется жестче, чем в любом другом городе.

Конституция гарантирует всем гражданам равенство перед законом вне зависимости от национальности, места проживания и т.п. Но москвичи и петербуржцы оказались в невыгодном положении. На это обратил внимание думский депутат Ярослав Нилов (он автор большинства законопроектов, имеющих отношение к машинам и дорожным правилам), а именно на следующие статьи КоАП: 12.16 (часть 5 и 7), 12.19, 12.17 и 12.28. Первая карает за проезд грузовиков по центру города в местах, где это запрещено или разрешено только ночью (любой город – 500 рублей, Москва или Петербург – 5000). Вторая – за нарушения правил остановки и стоянки (1500 и 3000 соответственно). Третья – за выезд на полосу для общественного транспорта (1500 и 3000). Четвертая – нарушение правил движения в жилых зонах (1500 и 3000). Чаще всего, разумеется, применяется статья о неправильной парковке. Вкупе с завышенной стоимостью принудительной эвакуации (3000 рублей) это нарушение обходится горожанину в сумму, примерно равную МРОТу. Двойной тариф эвакуации неоднократно пытались оспорить петербургские правозащитники, но у них ничего не вышло.

Ежегодно в городе за нарушения правил парковки карают от 75 до 100 тысяч автомобилистов. Нарушителей – больше раз в сто, поэтому карают весьма избирательно: в местах, где припаркованные вторым рядом машины действительно мешают проезду, эвакуатор не появляется месяцами. Зато они регулярно охраняют покой у милицейских и прочих подразделений. А еще – там, откуда недалеко ехать до штрафстоянки.

Депутаты Госдумы, обращающиеся в Конституционный суд, – это нонсенс, ведь в КС оспариваются те самые законы, которые были разработаны и приняты депутатами, а затем подписаны президентом. Ярослав Нилов, бросившийся оспаривать поправки в КоАП сразу после вступления их в силу в январе 2012 года, поначалу пытался провести свой законопроект через Думу, но столкнулся с непониманием коллег. В результате те предложили ему поступить так же, как обычным гражданам: оспорить несправедливый, по его мнению, закон через Конституционный суд. Немудрено, что заявителю в ходе процесса за это попеняли: дескать, не можете провести закон на своем рабочем месте – и поэтому напрягаете высокий суд. Впрочем, заявитель на суде и не присутствовал. Предположительно – из-за послания президента, которое было намечено на этот же день. А физически успеть на заседание КС в Петербурге и в Думу – в один день – невозможно.

О том, что в Петербурге расположены Конституционный суд, Межпарламентская ассамблея, десятки консульств – поведали все выступавшие на процессе полномочные представители. Так они указывали на почти столичный статус города и, соответственно, справедливость разделения. Мол, в Москве и Петербурге большие штрафы не потому, что в этих городах большие зарплаты (в сырьевых регионах, может, и побольше), но потому что у города столичные функции, здесь часто бывают иностранные делегации, а один индивидуум, бросивший машину на дороге и ограничивший проезд кортежу, может омрачить весь визит. Иногда полпреды и конституционные судьи спохватывались и добавляли: «Конечно, мы заботимся обо всех гражданах. Известны случаи, когда из-за неправильно припаркованных машин не могла проехать в нужное место «скорая» или пожарная машина».

Но главным аргументом выступавших стало указание: закон карает нарушителей в соответствии с местом совершения правонарушения, а не регистрацией водителя. Любой гастарбайтер, будь он жителем Ингушетии, Киргизии, Ленинградской области или вообще без гражданства, будет отвечать за неправильную парковку по тем же правилам, что и коренной петербуржец. Точно так же житель Петербурга, приехав в Выборг и попав на штраф за неправильную парковку, заплатит полторы тысячи, а не три.

Было похоже, что аргумент высоким судьям понравился. О своем решении они объявят через месяц. Между тем, до вчерашнего дня в черном списке городов с особыми правилами также находился Сочи, где действовал драконовский штраф за выезд на «олимпийскую» полосу – 5000 рублей. А еще полпред президента Михаил Кротов напомнил, что в стране издавна действовали особые правила, в том числе ПДД, для таких территорий, как закрытые города (атомграды и космодромы), природные заповедники, а также на станции «Восток» и других российских антарктических станциях.

share
print