Политика

Как формируется язык ненависти и страха

18 марта 2014 20:36 Нина Астафьева
версия для печати
Новый проект общественного деятеля Максима Каца «Антипропаганда» за два дня собрал 14 тысяч подписчиков в «Фейсбуке» и 9 тысяч – «Вконтакте». Здесь выкладываются видеосюжеты с трех официальных российских телеканалов – с подробным разбором: где сказана ложь, где полуправда, где автор выдает свое собственное мнение за факт, где используются старые как мир психологические уловки: Путин – только на фоне благополучных событий, майдановцы – олицетворяются только с бедствием.
Как формируется язык ненависти и страха Фото: flickr.com

Приемы эти действительно не новы – что не мешает миллионам российских зрителей потреблять всю эту продукцию, не морщась. А описал их английский ученый Роберт Коул в книге «Международная энциклопедия пропаганды». Две аспирантки факультета журналистики одного из московских вузов разобрали книгу «по винтику», составили список «риторических» приемов – который теперь можно наложить на любой информационный выпуск. Их имен и даже вуз мы называть не будем. Лет пятнадцать назад их бы такой проект прославил и добавил уважения со стороны преподавателей. А теперь сулит неприятности.

Иногда подтасовки лезут в глаза. Скажем, митинг оппозиции, про который сказано, что его посетили три тысячи человек, ни за что не покажут с верхней точки. Потому что при таком ракурсе станет очевидно: людей на порядок больше. В воскресенье Первый канал «перепутал» флаг «Антифа» и анархистов (красно-черный, разделенный пополам диагональной полосой) с флагом Украинской повстанческой армии Степана Бандеры (красно-черный с горизонтальной полосой). Но обычно пропагандисты запускают более тонкие механизмы.

Вот для примера один из сюжетов «Вестей недели с Дмитрием Киселевым».
«Мародерство, грабежи банков и ювелирных магазинов, захваты и стрельба в городах уже почти норма». Дальше видеоряд. Непонятно уже, почему используется слово «норма» и кто ее будет определять. Два грабежа в день – это норма или нет? А сколько их было в «мирное время»? В видеоряде картинки меняются стремительно, но совпадение идеальное: говорят про «грабежи банков» - и показывают логотип банка. Якобы придает достоверности. Аналогичная картинка со стрельбой и мародерством. Метод называется методом блестящего фантика.

Конкретики, разумеется, ноль. «Грабежи в городах» - а в каких неизвестно. И в скольких – непонятно тоже. У впечатлительного зрителя может возникнуть ощущение хаоса.

При этом в сюжете изобилуют неопределенно-личные предложения и отглагольные существительные (грабеж, захват, налет). Субъект действия умышленно не называется. Это может быть банальный уголовник – но лучше, если это будет Нечто, этакое мировое зло. Причем корыстное – показывают-то только банки и ювелирные магазины. «Говорят, за деньги вы можете наклеить на двери заведения стикер «охраняется правым сектором», но стикер такой может стоить 10 или даже 25 тысяч долларов». Использование цифр создает иллюзию достоверности, при этом цифры ничем не подтверждены, источники не названы. Зато исподволь зрителям напоминают про американские корни революции.

Все эти методы имеют названия: помимо фантика, тут фигурируют: 1) демонизация врага; 2) превращение оппонента в аморального «недочеловека»; 3) избирательная правда; 4) намеренная неопределенность; 5) стереотипы (в данном случае эксплуатировалось устойчивое мнение о якобы имеющей распространение об украинской жадности); 6) цитирование анонимного авторитета; 7) ассоциация (проекция какого-то символа или образа, чтобы создать объекту положительный или отрицательный образ).

«Ну, это притянуто за уши, - скажет читатель. – Нет тут никаких особо извращенных приемов, а просто люди подбирают видеоряд как умеют и текст тоже пишут в соответствии со своим собственным стилем. Может, автору нравится использовать отглагольные существительные…»

И действительно, одно-два таких замечания на весь сюжет выглядели бы глупыми придирками. Но когда весь текст представляет собой каноническое пособие по пропаганде, этого нельзя не заметить, будучи подготовленным зрителем. Но в том и беда, что телевизор смотрят неподготовленные. Остальные предпочитают интернет.

- Почему вы думаете, что ваш проект найдет своего читателя? Те, кто пользуется всемирной паутиной, не смотрит телевизор, а те, кто предпочитает телевидение, не доверяют интернету, - спросил корреспондент «МР» организатора проекта Максима Каца.

- Потому что появилась возможность оголить проблему и показать ее всем, кто желает видеть. Потому что никто не любит, когда им манипулируют, но он может об этом просто не догадываться. И люди оценили. У других общественных проектов нет такого роста подписчиков. И потом: мне рассказывают люди, как они принесли бабушке ноутбук и показали ей один-два видеоролика, где сюжеты, которые она только что увидела в телевизоре, разбираются по косточкам. И был эффект.

- А вам не кажется, что вот эти выявленные приемы: лингвистические уловки, прием «ассоциация» и т.п. – может оказаться слишком тонко для непрофессионала?

- Да, может. Но не можем же мы их игнорировать только потому, что это тонко для восприятия.

- Вам пишут в комментариях, что неплохо бы и на оппозиционные СМИ внимание обратить, не говоря уж про западные.

- Конечно, «Дождь» и «Эхо» мы вниманием не обойдем. Но там концентрация демагогического вранья не так зашкаливает – это раз, и аудитория намного меньше – это два. Что касается американских и европейских телеканалов, то я буду только за, если в тех странах, где они вещают, зрители будут выводить их на чистую воду. А у нас в телевизоре FoxNews нет, к сожалению.

- Будете ли вы предпринимать еще какие-то действия в борьбе с пропагандой? Скажем, учредите какую-нибудь антипремию?

- Нет, но я соберу побольше материала и, воспользовавшись своими полномочиями депутата, хоть и районного, направлю письмо в Думский комитет по СМИ. Это они должны реагировать.

- Вы используете только свои ролики или вам что-то присылают зрители?

- Присылают, да, но не очень качественные. Мы иногда заимствуем оттуда идеи, а ролик делаем сами. В понедельник много прислали. День был богат на материалы. Когда мы отсматривали все то, что наболтали за день три федеральных канала, это была настоящая пятиминутка ненависти. Только она длилась пять часов.

 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 883

Все опросы…