Истории

Муниципальные выборы в Петербурге будут проходить с военными и досрочниками

Законодательное собрание Петербурга в среду, 30 апреля, одобрило законопроект «единоросса» Сергея Соловьева о муниципальных выборах. В случае окончательного принятия на следующем заседании, он будет распространяться уже на выборы в сентябре 2014 года.

Законопроект был внесен в повестку с голоса и роздан депутатам накануне. За ночь они должны были осилить 174 бумажные страницы – в электронном виде важнейший политический документ 2014 года не доступен до сих пор. Это не смутило парламентское большинство, «за» в поименном режиме проголосовали 32 депутата из 50, пятеро не голосовали, коммунист Алексей Воронцов вопреки воли своей фракции воздержался, против выступили «яблочники» и «эсеры».

Также в ЗакСе рассматривался похожий документ Виталия Милонова. Он представляет собой не полностью новый закон, а поправки к действующему закону о муниципальных выборах. Сам Милонов заявил, что «преклоняется перед талантом Соловьева» и предложил поддержать его законопроект. Поправки к нему будут вноситься до 18:00 14 мая, а 21 мая состоится внеочередное заседание ЗакСа, где документ будет принят во втором и, по всей видимости, в третьем чтениях.

Помощник депутата Ольги Галкиной, активист «Гражданской платформы» Александр Шуршев накануне до трех часов ночи изучал законопроект Соловьева.

1. Законопроект вводит досрочное голосование. «Предлагается проводить досрочное голосование в течение 15 дней: сначала в избирательной комиссии муниципального образования (ИКМО), а затем на каждом избирательном участке, – рассказывает Шуршев. – Принятый, но пока не подписанный федеральный закон позволяет установить и более короткий период досрочного голосования, при этом 15 дней — максимальный возможный срок. Более того, федеральный закон позволяет проводить досрочное голосование только в ИКМО, либо в ИКМО и на участках. Петербургский законодатель выбирает именно второй вариант, который не только дороже для бюджета, но ещё и менее контролируемый.

2. В проекте городского закона пока ничего нет про сбор подписей за кандидатов, выдвинутых политическими партиями, не представленными в парламентах и не участвовавшими ранее в выборах, хотя это предусмотрено в принятом, но пока не подписанном федеральном законе».

3. Активное избирательное право. То есть право голосовать на муниципальных выборах военнослужащих-контрактников, проходящих службу в организациях и учреждениях на территории округа, а также членов их семей, зарегистрированных при военной организации. Говорится о том, что члены семей должны иметь соответствующую регистрацию, а вот о регистрации самих военнослужащих речи вроде бы нет — достаточно просто проходить службу по контракту. Кстати, о праве голосовать иногородних студентов, зарегистрированных в студенческих общежитиях в округе, в проекте закона ничего не говорится.

4. Все документы о выдвижении теперь необходимо сдавать не только на бумажном носителе, но и в «машиночитаемом виде», в том числе копии паспорта, документов, подтверждающих образование, место работы и так далее. Что означает этот машиночитаемый формат, не очень понятно.

5. При уведомлении о своём выдвижении кандидат, выдвинутый партией, должен представить ещё и заверенный документ с наименованием муниципального периодического издания, в котором опубликована или будет опубликована предвыборная программа. Раньше ничего подобного при выдвижении не требовалось. Этого нет и в федеральном законодательстве.

6. Избирательный фонд кандидата не может превышать 20 тысяч рублей. Данная сумма была установлена в конце 2009 года, хотя на предыдущих выборах, проходивших в первой половине 2009 года, предельный размер избирательного фонда составлял 1 млн рублей».

7. На финансового уполномоченного кандидата теперь должна быть оформлена нотариальная доверенность.

8. В избирательных комиссиях создаются контрольно-ревизионные службы с привлечением руководителей и специалистов из государственных и иных учреждений, в том числе Центрального банка и Сбербанка. Раньше таких комиссий не было, теперь это предусмотрено федеральным законом.

9. Внесены нормы об информировании избирателей, являющихся инвалидами по зрению. Избирком должен определить участки, на которых размещается информация крупным шрифтом или с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Это также не нововведение Петербурга, оно предусмотрено федеральным законом».

Комментарии депутатов

«Против». Александр Кобринский, «Яблоко»: «Большие опасение внушает возвращение досрочного голосования. Особенно с формулировкой, что избирательная комиссия «вправе» проверить, имеет ли гражданин, подавший заявление на досрочку, соответствующую уважительную причину. Получается, ИКМО вправе и не проверять. Мы ожидаем опять огромные очереди в ИКМО, а потом на участковые избирательные комиссии с заявлениями о досрочном голосовании. Это создает условия для фальсификаций. Если ИКМО мы еще можем как-то контролировать, то участковые избирательные комиссии закрыть практически невозможно.

Опасение вызывает также формулировка, отсутствующая в федеральном законе, что данные о выдвинутых партиями кандидатах должны быть в «машиночитаемом» виде. С этим даже спикер ЗакСа Вячеслав Макаров не согласился, учитывая, что слово «машиночитаемый» дает очень большие возможности снимать кандидатов. Никто же не знает, что это значит. Машина не прочитала, и все! Наконец, обязанность кандидата указывать муниципальную газету, в которой опубликована программа, не подкреплена обязанностью газеты ее публиковать».

Как отметил Кобринский, фракция «Яблоко» обязательно будет вносить поправки в законопроект.

«За». Ирина Комолова, КПРФ: «У меня нет претензий к петербургскому законопроекту, только к федеральному, на который он ссылается. Единственное, что он был вброшен без подготовки, без обсуждения, без возможности его изучить. Но по содержанию я не нашла в нем ничего такого уникального петербургского и опасного. Это «болванка». Формулировки типа «вправе – не вправе» – это все отсылки к федеральному законодательству, я не вижу, какую полезную поправку можно внести, чтобы она не противоречила решениям Госдумы.

Важные законопроекты у нас часто вбрасываются срочно-срочно, просто бегом. Мол, вы сейчас примите за основу, а потом мы поправками доработаем. И в поправках к законопроектам-пустышкам все неприятное и проходит. Так было и с бюджетом, и с законом о капитальном ремонте, и с другими общественно значимыми документам. Так что к самой болванке у меня нет претензий, а за поправками надо следить».
 

share
print