Истории

Война — это безумие. Бутусов & Брехт

Юрий Бутусов — о своей новой постановке «Кабаре Брехт».

 

 

 

Актеры студии при театре им. Ленсовета дебютировали в остросоциальном и при этоь очень лиричном и музыкальном спектакле Юрия Бутусова «Кабаре Брехт». Антивоенные взгляды гениального немецкого режиссера и драматурга, огонь любви и костры горящих книг, муки творчества и безумство правителей — этим наполнен воздух условного кабаре, модели мира, где толпятся персонажи из брехтовских пьес и его собственной бурной жизни.

Зонги на музыку Курта Вайля, стихи Брехта, отрывки из его писем и дневников звучат так, словно написаны после просмотра программы «Время». «В отличие от вас, я уже умер», с сарказмом бросает в зал Брехт, оставляя публику один на один с осознанием надвигающейся катастрофы. Это одна из самых сильных сцен спектакля, как и неожиданный монолог Брехта (Сергея Волкова) с куклой Гитлера: «На самом деле никакой я не Бертольт Брехт. Я молодой актер призывного возраста. Я лично не знаком ни с одним из правителей, которые готовы развязать войну с моим участием. Я лучше стану беженцем, чем солдатом».

Юрий Бутусов, режиссер спектакля — об идее и воплощении:

Вайль&Брехт

«Работа над “Кабаре Брехт” началась до всех чудовищных событий, которые сейчас происходят - так сложилось. Я очень люблю Брехта, у меня давно был страшный интерес к его драматургии, и я предложил на курсе заниматься Брехтом в качестве учебного материала. Я узнал, что студенты под руководством Ивана Благодера изучали зонги и музыку Курта Вайля, который сотрудничал с Брехтом. Мне понравилось, как они понимают и исполняют эту музыку, и это стало эмоциональным толчком. В спектакле очень много музыкального материала, связанного с Куртом Вайлем, написанного им не только по пьесам Брехта. Какие-то мюзиклы Вайля написаны в американский период, к которому Брехт не имел никакого отношения. Но мы старались сплести все это в такой разнообразный ковер - как жизнь Брехта: невероятно сложная, красивая, ужасная, тяжелая. Рисунок его жизни очень разнообразен. В спектакле нет последовательного рассказа от его рождения до смерти, но смерть там есть».

Лирика&Политика

«В спектакле затрагивается широкий круг вопросов, касающихся и личности Брехта, и его личной жизни. Для меня он прежде всего поэт, философ, человек театра, человек необыкновенного большого красивого сердца. Но, естественно, Брехт невозможен без антивоенных текстов, политически острых высказываний - это его важная и прекрасная сторона. Прекрасная - потому что он вкладывал в это сердце. Он не занимался коньюнктурными вопросами, для него это были вопросы сердца. Так я это чувствую, и, надеюсь, что это есть в спектакле.

Природа кабаре всегда несла политический смысл: это место, где собирались поэты, читались стихи, пели песни. Потом произошла некая адаптация, кабаре превратилось в развлекательную историю. Но нам хотелось вернуться к истокам. Тут есть связь и буквальная - Брехт начинал работать в кабаре, - и вообще возникновение связки Вайль-Брехт связано с кабаре. Наверное, в результате хотелось выйти на какое-то обобщение, чтобы кабаре было не местом действия, а пониманием жизни как некого многообразия, где есть и песни, и стихи, и танцы, и драма, и смерть, и женщины, и политика, и любовь…»

Бутусов&Брехт

«Мы не занимаемся реконструкцией Брехта. Понятно, что этот Брехт пропущен через нас, через наш русский менталитет. Кроме него самого никто не может понять, что он хотел нам сказать - мы лишь пытаемся. Вообще театр всегда связан с личностью, это очень личностное искусство».

Спектакль можно посмотреть в театре Ленсовета 11, 15, 21 сентября. Информация на сайте: lensov-theatre.spb.ru
 

share
print