Истории

Что изменилось в обновленном БДТ

Большой драматический театр имени Г.А.Товстоногова открывает свои двери после масштабной реставрации. Как «освобождали» исторический облик театра и как удалось вместить современные театральные технологии в старинное здание - узнавал корреспондент «МР».

История

Императорский Малый театр. Здание театра было построено в 1878 году архитектором Фонтана по заказу графа Апраксина (идея, впрочем, принадлежала графине). Семья Апраксиных владела участком от Невского проспекта до Фонтанки. Собственно, театральные помещения занимали лишь центральную часть нового здания, а по периметру основного корпуса располагались магазины, трактир. В то время существовал запрет на частные театры, и владельцы вынуждены были сдать новый театр в аренду дирекции Императорских театров. Тогда он получил название Императорского Малого театра; была попытка даже сделать здесь вторую сцену Александринки.

Суворинский театр. С отменой государственной монополии на театры появилась возможность создать здесь частную антрепризу: вдохновителем и спонсором нового пространства стал издатель крупнейшей петербургской газеты «Новое время» Александр Суворин. В суворинский театр приезжали гастролеры со всей Европы; в основном, здесь шли спектакли легкого жанра — оперы буфф, оперетты, — а также симфонические концерты.
В 1901 году случился страшный пожар, после которого здание было фактически выстроено заново. Автором нового проекта стал инженер Гермерштадт. Началась вторая жизнь театра, где выступали мировые знаменитости: Элеонора Дузе, Сара Бернар, Комеди Франсэз, Айседора Дункан. О том, как здание выглядело до пожара, мы почти ничего не знаем. Но сохранилось одно из первых изображений театра - акварель кисти Альберта Бенуа, подаренная Николаю II. В 1902 году были оставлены лишь основные конструкции, все остальное - изменено в соответствии с потребностями крупнейшей петербургской антрепризы начала ХХ века.

Фото: Екатерина Филиппова

Знаки памяти. О театре Суворина

Квадратик росписи фойе. При входе в театр на небольшом кусочке стены реставраторы сохранили роспись дореволюционных времен. Очевидно, так затейливо было расписано фойе суворинского театра. Была мысль полностью восстановить рисунок — этот вопрос решался на комиссии во главе с главным художником театра Эдуардом Кочергиным. В конце концов, решено было оставить кремовый фон, какой помнят зрители ленинградского БДТ.

Герб Апраксиных. На фасаде театра вновь появился знак, напоминающий о первых хозяевах здания, — фамильный герб Апраксиных. Долгие годы вместо герба между двух мальчиков путти располагалась аббревиатура БДТ — эмблема, созданная ленинградским художником Щуко. При этом один из путти был безруким. Первоначально реставраторы планировали сохранить композицию с эмблемой, но выяснилось, что рука путти в единственно возможном положении неизбежно загораживает буквы «Б» и «Д». В итоге место эмблемы занял герб, изображение которого было воссоздано по российскому геральдическому каталогу и дореволюционным фотографиям фронтона здания.

Вазы. На немногочисленных фотографиях здания по проекту Фонтана на фасаде можно увидеть изящные вазы. После пожара их, вероятно, заменили на более примитивные формы. Изучение фотографий и материаловедческий анализ позволили современным мастерам воссоздать декор таким, каким его задумал Фонтана. Таким образом, керамические вазы на аттиковом этаже здания отсылают нас к первой «жизни» театра.

Мебель. Два гарнитура (первый — из пяти предметов, декорированных «под французский лак», второй — красного дерева, инкрустированный светлым деревом, перламутром и костью), 139 полукресел из малого зрительного зала, золоченый круглый столик, стулья, прямоугольный стол «под французский лак» — все эти предметы театральной мебели вновь приобрели исторический вид.

Места. Об императорском прошлом напоминает нумерация кресел: справа-налево и сплошняком (как и в Александринском театре).

Плафон. Сегодня мы видим роспись плафона такой, какую создал художник Гуджиари, тогда как многие петербуржцы помнят другой, более темный цвет неба. Узкая полосочка темного неба на росписи сохранена: можно сравнить и увидеть, насколько светлее было небо Гуджиари.

Фото: Екатерина Филиппова

О театре Товстоногова

Зеленый фасад. Как рассказывал Эдуард Кочергин в интервью журналу «Ардис», важно было сохранить зеленый цвет, который появился уже после революции по инициативе специальной колористической комиссии. Туда входил и автор психологической теории цветовосприятия академик Бехтерев. Бело-зеленое здание БДТ, по их мысли, должно было выделяться на фоне однородной ленинградской цветовой гаммы. Проектировщики предлагали вернуться к бежевой окраске — дореволюционной, но театральный коллектив, а также КГИОП не поддержали этот вариант.

Синий занавес. Повесить занавес — одна из самых сложных задач в театре: подобрать материал, цвет, рассчитать пропорции, затем продумать ритм складок и ни в коем случае не «сломать» материал. Цвет нового царственного занавеса БДТ чуть теплее прежнего кобальтового, и общая сине-голубая цветовая гамма зала сохранена. В верхней части занавеса — узнаваемая эмблема Щуко, такая же, как на занавесе Каменноостровского театра. По словам Эдуарда Кочергина, это была просьба Кирилла Лаврова — связать таким образом два зала, старый и новый.

Росчерки мастеров. Гримерка № 9 знаменита тем, что многие годы ее занимали Сергей Юрский и Олег Басилашвили. А к ним в гости заходили звезды советского театра и кино - Олег Табаков, Алексей Герман-старший, Андрей Толубеев, Вячеслав Тихонов; писатели - Василий Шукшин, Александр Солженицын, Александр Володин. Их подписи, пожелания и рисунки, сделанные чем попало — вплоть до губной помады — сохранены стараниями реставраторов. Гримерки очень страдали от сигаретного дыма и сырости, «роспись» потолка была на грани исчезновения. Ее восстанавливали по сложнейшей технологии: в каждый сантиметр потолка вкалывали специальный осетровый клей, чтобы закрепить все слои штукатурки. Теперь каждая надпись отлично видна, и можно провести тут не один час, изучая послания посетителей легендарной гримерки.

Фото: Екатерина Филиппова

Новое в БДТ. Музейная экспозиция

Вениамин Каплан, директор музея БДТ:
«У нас остались те же два зала, где будет создана новая экспозиция. Сейчас мы ее создаем по проекту нашего искусствоведа и дизайнера — Надежды Хмелевой и Сергея Бархина. Там будут представлены фотографии, костюмы, детали реквизита — довольно солидная коллекция (во время ремонта экспонаты находились в Театральной академии, и там реставрировались). Раньше в музее стены были зашиты щитами. Теперь одну стену открыли, отреставрировали великолепный камин. Обновлен пол, новый навесной потолок со световой аппаратурой. Новая экспозиция мне нравится, хотя требует много усилий и много денег».

Фото: Екатерина Филиппова

Уникальная сцена

Новая сцена БДТ может принять любые театральные механизмы: фуры, поворотный круг, любое количество «колец», плунжеров и так далее. В нее вмонтированы 12 люков-провалов глубиной 3 метра 60 сантиметров, два основных люка — беспрецедентное количество для Петербурга. Практически всю сцену можно опустить, а также люки могут использоваться для дополнительного оборудования.

БДТ и Мариинский театр — единственные в городе, кто владеет wi-fi платформами: они могут передвигаться по сцене по сложным траекториям, которые задаются с помощью компьютера.
Кроме того, зал оснащен современной динамической системой света — установлено 600 осветительных приборов. По всему залу расположены проекторы и видеокамеры.

Зал, удобный для всех

Мест в зрительном зале стало меньше: 750 вместо 1200. Зато теперь больше расстояние между креслами, не осталось слепых зон. Есть съемный ряд кресел для людей с ограниченными возможностями.

Фото: Екатерина Филиппова

Зона просвещения

В театре будут проходить экскурсии по историческим помещениям: музей, гримерка №9, гримерка Кирилла Лаврова, кабинет Товстоногова. Променуары, сигарный зал, фойе малой сцены займут меняющиеся выставки. Однако делать из театра музей — не в планах БДТ. Напротив – впереди насыщенный сезон и новая театральная жизнь.

share
print