Истории

Юрий Бутусов: «Хочется, чтобы театр воспринимался как праздник»

Режиссер Юрий Бутусов говорит о премьерах театра им. Ленсовета, о проблемах и тенденциях современного театра и о том, как театр борется за сердце зрителя.

В театре имени Ленсовета накануне прошла пресс-конференция с участием главного режиссёра - Юрия Бутусова. Он рассказал о премьерах, гастролях и насущных делах театра.

Восемь премьер на сезон

Планы на сезон большие: у нас запланировано восемь премьер, четыре на основной сцене и четыре на малой.

В декабре должен состояться спектакль «Жизнь взаймы», его будет режиссировать молодой режиссёр. Он будет делать собственную инсценировку.
20 декабря состоится спектакль по пьесе шведского драматурга Ларса Нурена - «Демоны» - в постановке Дениса Хусниярова.

В конце января состоится премьера пьесы норвежского драматурга Юна Фоссе - «Сон об осени». Режиссёр этого спектакля - я.

В феврале на малой сцене планируется спектакль «Платонов. Рассказы». Будет отобрано несколько рассказов, из которых Верой Камышниковой будет сделан спектакль.

В марте на большой сцене состоится премьера по пьесе Ярославы Пулинович - «Жанна». Это уже известная пьеса, но мы решили её тоже взять в репертуар. Режиссёр - Мария Романова. А играть роль Жанны будет замечательная актриса Елена Комиссаренко.

Чтобы уравновесить современную драматургию, мы решили взять старого, проверенного Шекспира — «Сон в летнюю ночь». Его буду ставить я с помощью молодого режиссёра Серёжи Филатова.
А на малой сцене Олег Леваков поставит пьессу Эдуардо де Филиппо «Цилиндр».
Закончит сезон совсем молодой парень, который ещё учится в театральном институте, Беньямин Котц пьесой Гомбровича «Венчание».

спектакль «Город. Женитьба. Гоголь»

Ищем людей по группе крови

Два года мы уже проводим небольшую Лабораторию, с очень практическими целями: не воспитания и нравоучения, а простого выявления людей, которые по группе крови подходят нашему театру. Так появился в нашем театре Сергей Филатов. На второй Лаборатории Беньямин Котц - поляк - проявил себя очень интересно с пьесой Гомбровича «Венчание». Это классическая пьеса, и он будет ей заниматься на малой сцене

Временные трудности

Сейчас наше положение поправляется. Балансы женской части труппы и мужской уравниваются. Три года назад был перекос, но сейчас всё сбалансировалось. В прошлом году мы взяли в театр 16 человек. Человек 10-12 всё-таки осталось без работы. Они мучаются, и мы мучаемся. К сожалению, невозможно разорваться. И эта программа театра вызывает некоторые тревоги, потому что это всё требует финансовой поддержки. Мы делаем упор на приглашённых режиссеров, на какую-то человеческую, актёрскую природу. Мы хотим выигрывать спектакли за счёт их нервности и содержательности, а не за счёт внешнего роскошества. Есть у нас ремонтные проблемы. Надеемся, что до нового года это всё закончится. У нас появится лифт для людей с ограниченными возможностями. Сейчас у нас перекрыт один вход, и мы вынуждены впускать людей на малую сцену через большое фойе в то время, когда уже идёт спектакль. Это такое техническое неудобство.

Разные города — разная публика

Мы были в Перми, возили туда три спектакля. Были в Москве с «Три сестры». В Астрахани, и в Воронеже на Платоновском фестивале были гастроли. Надо сказать, что театр себя проявляет очень профессионально, всё проходит в хорошей атмосфере. В Перми было неимоверно интересно. К сожалению, журналисты не проявили к фестивалю интереса, но, тем не менее, для меня лично, это был очень важный фестиваль. Это был первый выезд театра, с тех пор как я сюда пришёл. Это было важно, с точки зрения новой эмоции, проявления коллектива в каких-то сложных и новых условиях. Приём был замечательно организован, очень тёплая публика в Перми. С большим интересом после каждого спектакля проводились встречи со зрителем, когда артисты и театр разговаривали о спектакле и делились впечатлениями. В Москве мы получили «Золотую Маску», хороший был приём. Другой, чем здесь. Московская публика более открыто проявляет свою любовь, либо — не любовь. Астраханцы тоже принимали наш театр с большой теплотой, до такой степени, что забрали у нас монтировщика. Он у них остался работать артистом. В Воронеже прошёл замечательный фестиваль, на хорошем уровне.

Бутусов Юрий Бутусов. Фото: Лилия Томильцева

Новые авторы

Разные обстоятельства влияют на это. В этом году захотелось повернуть театр к современной драматургии, к современному языку, поэтому возник определённый круг авторов, который мы стали изучать. А второе обстоятельство - наличие в труппе людей, которые способны выполнять какие-то сложные, творческие задачи. Потихоньку всё начинает складываться, режиссёр ищет своё соприкосновение с пьесой.

«Так много и бессмысленно», но неизбежно

Я отношусь к этому, с одной стороны, с сожалением, а с другой - здравый смысл говорит: это не мое дело, потому что актёры должны зарабатывать деньги. Я с этим не мирюсь, я стараюсь это учитывать. Мне не нравится, что они занимаются этим так много и так бессмысленно.

Пути к зрителю

Театр ищет пути к зрителю, к сиюминутности происходящего. Это хороший и правильный путь. Немного похоже на разрушение лже-театра, когда актёр немного поигрывает, а зритель немного посматривает. Зрителю будто показывают что-то из другой жизни, про каких-то других плохих людей. Я чувствую, что это сущностное изменение. Появляется много разных поисков. Даже то, что делает Волкострелов, тоже является попыткой зайти с другой стороны. Попытка прорваться к сердцу зрителя, когда театр станет важным. Театр должен бороться за эту миссию. Я был приглашён на фестиваль в Бразилию, мы начали играть спектакль в 9 вечера, а закончили в 2 часа ночи. Мы пошли спать, а ребята стояли на крыльце театра и обсуждали спектакль до 4-х утра. Они восприняли это как праздник. Хочется, чтобы так театр воспринимался.

share
print