Истории

«Они не выбирали жизнь на улице»

Творческая группа театрального проекта «На дне» и газета «Мой район» продолжают совместную акцию: мы предлагаем читателям поделиться личными историями о бездомных. Сегодня — рассказ волонтера Насти, помогающей бездомным в «Ночлежке».

Зачем это нужно?

«Сегодня я была в булочной, в которой сидели трое бездомных. Продавщицы хотели их выгнать, а я купила им чая с булочками. Усложнила продавщицам жизнь. Я их полностью понимаю, этих продавщиц. Бездомные пахнут плохо, хамоваты, отпугивают клиентов. Все понимаю, но все-таки купила чай бездомным. Зачем? Я знаю, что немного пьяный человек на морозе в 20 градусов может замерзнуть насмерть. Я знаю, что в 12 часов дня в воскресенье этим бездомным некуда пойти. Из вестибюля метро выгоняют, в пункты ночного обогрева пускают с 8-ми вечера, подъезды закрыты домофонами, на подвалах висят замки. Даже «Ночлежка» не работает, потому что «Ночлежка», к сожалению, вообще не работает по выходным.
Полтора года я собираю истории бездомных людей (спасибо «Ночлежке» за такое бесценное и увлекательное волонтерство). Полтора года наблюдаю за бездомными людьми, разговариваю с ними, периодически кормлю из Ночного автобуса или просто покупаю еду, заступаюсь за них в общественном транспорте, спорю из-за них со своими друзьями, проверяю, дышат ли они, и просто их замечаю. Я не героиня, и не приглашаю их к себе домой, не снимаю с себя последние ботинки. Я делаю хотя бы то, что могу, то, что у меня ничего не отнимает».

Найти выход

«Наш путь, во многом выбирают наше детство, воспитание, наши стремления и ориентиры в жизни. Наш характер формируется под действием событий, которые с нами происходят. Алкоголизм — болезнь, и часто наследственная, а не личный выбор. Сильный характер — большая удача. Ошибиться может каждый. Проблема в том, что в России, к сожалению, ужасно мало шансов выбраться с улицы, однажды на нее попав. Попробуйте походить пару недель, не моясь (потому что негде помыться), и посмотрите, как это повлияет на вашу самооценку. Вернуться с улицы гораздо сложнее, чем на нее попасть. А кроме двух рук и двух ног для того, чтобы работать, нужно еще и душевное здоровье. Среди бездомных очень много людей с психическими проблемами, а жизнь на улице только усугубляет это состояние и неверие в себя. По статистике «Ночлежки» (или по статистике, которую я узнала из «Ночлежки»), количество бездомных, которые сами выбрали свой образ жизни — 3 %, да и с ними не все так просто».

Личные параллели

«У меня есть друг. Невероятно талантливый человек. У него плохая наследственность. Он начал пить в 13. Сейчас он почти не пьет и делает много прекрасных дел, но несколько лет назад, после расставания с любимой девушкой, он примерно год с небольшими перерывами был в запое. И я знаю, что если бы не его родители, к которым он просто мог прийти, выспаться, помыться, поесть, у которых он мог жить, не работая, и выкарабкиваться с их помощью, то и он вполне мог бы оказаться сегодня в той булочной.
У меня есть знакомая. Пожилая женщина. У нее нет мужа и погибла дочь. Но, к счастью, есть вторая дочь, которая взяла ее жить к себе. Гораздо легче, согласитесь, справиться с большим горем и не спиться, когда у тебя есть внук, дочь, семья.
У меня есть десяток друзей из других городов. Здесь, в Петербурге, они снимают квартиры. Где-то там — в Сибири, за Уралом или на юге России — у них есть свои родительские квартиры, но эти квартиры здесь совсем ничего не стоят, а там совсем негде работать. В некотором смысле мои друзья — бездомные. Но они могут работать, и сейчас у них, слава Богу, все в порядке,
У меня есть любимый муж, родители, брат и сестра. Случись что, кто-то из них (мне очень повезло!), скорее всего, будет тащить меня на себе, предоставит мне крышу над головой, еду и заботу. Еще у меня, конечно, есть друзья. Но долго ли можно прожить у сколь бы то ни было близкого друга, если ты действительно прямо сейчас совсем ничего не можешь делать, а если тебе еще и нужен постоянный уход?
Мои шансы на бездомность сегодня невелики. Мне, правда, очень повезло. Я выросла в мире, в котором дети не отказываются от родителей и, наоборот; в котором мужья не выгоняют жен из дома; в котором братья и сестры не судятся за родительские квартиры; в котором нет домашнего насилия; в котором у меня есть петербургская прописка и даже собственная комната в коммуналке».

Мы люди, с домом или без

Среди десятков бездомных за эти полтора года я не встретила ни одного человека, про которого я смогла бы сказать: «Сам виноват», или человека из хорошей, любящей, заботливой семьи, человека, у которого в жизни не происходило бы каких-то чудовищных трагедий, человека, который сам выбрал свою бездомность. За каждым «грязным бомжом» в переходе спит несчастный человек с трагической судьбой и очень тяжелым настоящим. Бездомность (не в смысле наличия или отсутствия прописки, но в смысле асоциальной жизни на улице) — это крайняя и видимая степень того, до чего довела человека какая-то его личная беда. Я не утверждаю, что все бездомные — хорошие, но я точно знаю, что все бездомные — люди — разные, так же, как и мы. И имеют право на человеческое отношение. И еще. За эти пару лет я встретила несколько бездомных, которые действительно выбрались. Но каждому из них все-таки кто-то помог. Даже просто своим неравнодушием».
 

share
print