Истории

Андрей Пронин: Мы не всегда разрушаем границы

Какие прорывы случились в театральном Петербурге? Что особенного увидим на внеконкурсных показах «Прорыва»? «МР» попросил Андрея Пронина, критика и ответственного секретаря театральной премии для молодых, «пройтись» по программе этого года.

«МР»: Андрей, название премии условно или за каждым номинантом, действительно, есть некий прорыв?

Андрей Пронин_

Андрей Пронин: Премия «Прорыв» — это некая попытка систематизировать происходящее в бурном театральном потоке, выбрать что-то особенное, некие тренды, новое в современном театральном искусстве, осмыслить итоги прошлого сезона и акцентировать внимание не только профессионального сообщества, но и зрителей на особо любопытные работы с участием молодых режиссеров и актеров. Прорывы бывают разные: они не всегда интересны с точки зрения искусства. Задача премии представить какой-то объем достаточно квалифицированных, ярких с точки зрения профессии и искусства работ. Да, отчасти инновационных. Но в том числе и тех, про которые так запросто и не скажешь, в чем прорыв. В чем, например, прорыв в работе Ксении Морозовой, сыгравшей Крупскую в спектакле «Любовь и Ленин» Романа Габриа в театре «Мастерская»? Не сказать, что это какой-то экспериментальный спектакль. Но просто обаятельно, хорошо сыгранная роль. Так что мы не всегда разрушаем границы.

В шорт-листе премии 11 спектаклей, в лидерах «Братья» в постановке Евгении Сафоновой в театре «Приют комедианта»: сразу шесть номинаций.

Я думаю, что это объективно. Если спектакль хороший, то в нем, как правило, все сбалансировано, и разные его части одинаково интересны. И если в спектакле большая молодая команда, как в «Братьях» или в «Жолдак дримс», то, конечно, вызывает желание поощрить, номинировать сразу многих.

_Братья, фото Марат Шахмаметьев_

Насколько корректно сравнивать актерские работы в спектаклях молодых режиссеров и таких мэтров, как Могучий или Жолдак? Или «Пьяных» в БДТ и камерную историю «Барьер» для театра «Особняк» (на 30 зрителей)?

Вполне можно. У Яны Туминой и Андрея Могучего много общего. Это режиссеры, которые вышли из петербургского театрального андеграунда, которые прививали какие-то авангардные идеи к телу петербургского и ленинградского даже еще театра, когда это многим казалось самодеятельностью и хулиганством, ерундой всякой. Сейчас оба выросли до уровня маститых постановщиков и, мне кажется, вполне предсказуемо, что когда в их спектаклях участвуют молодые актеры, и их роли яркие и запоминающиеся. Это режиссеры, вооруженные какой-то авторской технологией, которую они могут предъявить молодому артисту. И он плывет не по воле волн, не тиражирует какие-то институтские штампы. Есть возможность проявить себя, показать все свое разнообразие.
Но и ребята, которые номинированы, они тоже не лыком шиты. Та же Алиса Олейник, которая номинирована на лучшую женскую роль от спектакля Туминой «Барьер». Она известна еще по театру Антона Адасинского «Дерево», она сама по себе уже имя. Точно так же как и Юлия Дейнега, номинированная от «Пьяных» Могучего. Имя этой ученицы Тростянецкого многим известно. Где она только ни побывала в поисках настоящего театра! Она даже в театре «У Нарвских ворот» играла в «Оркестре» Ануя. Это человек, который не просто там пошел в какую-нибудь труппу и сидел и ждал, пока к нему придет хороший режиссер. Юлия очень много пробовала, участвовала в экспериментальных проектах.
С другой стороны, есть пример Виктора Княжева, который номинирован от «Пьяных» за роль второго плана. Это совсем молодой еще артист, который только-только начал играть. Выпускник курса Ивана Стависского. Но он так хорошо на этом курсе научен, что сразу обратил на себя внимание в спектаклях Могучего. Это вторая его крупная роль, до этого незабываемый почесывавшийся Рахметов в «Что делать». Яркая харизма и, очевидно, хороший педагог.

_Барьер_фото Валерия Гололобова

Среди номинантов «Прорыва» разные виды театра: игровой, документальный, пластический.

Да, спектакли достаточно разнообразны и представляют разные тренды современного театра. Когда соревнуются разные какие-то, а не похожие вещи, это внушает большую надежду на будущее, чем, если в финале оказываются спектакли-близнецы. Выделять отдельные номинации для разных жанров нет смысла. Я считаю, что не надо разделять, надо больше объединять. Типов театра бесконечное количество. Специально смотреть, какой театр игровой, а какой нет, зачем? А бывает, что театр документальный и игровой одновременно. И что же делать? Все жанры хороши. Но талантливое возникает где-то на стыке жанров. Вдруг режиссер находит необитаемый островок среди размеченной территории. Как, например, Сергей Ларионов, один из номинантов на лучшего молодого режиссера. Нашел же вдруг что-то неожиданное. Его «‪#‎motherfathersistersbrother‬» очень странный спектакль, то ли танцевальный, то ли драматический, то ли клоунский. Это спектакль мне кажется самым свежим по дыханию, по театральной эстетике в программе. Хотя кого-то он, возможно, покоробит, мол, непрофессионализм, что-то полусамодеятельное. А мне, напротив, «хороший плохой театр» в последнее время особенно близок. Когда люди намеренно, осознанно делают что-то конфликтующее с общепринятыми нормами профессии.

База у Ларионова точно прекрасная, все-таки выпускник Вагановской академии.

Именно. И чтобы станцевать плохо, надо уметь танцевать хорошо. Кроме того, и сама по себе идея спектакля наглая. Люди играют «Три сестры» Чехова, только с конца в начало, и все слова, переставив задом наперед. «Москву в…, Москву в!».

_motherfather_

Так ли важно делить режиссеров по возрасту? Какая разница, когда смотришь «Землю» или «Шум», режиссеру 35 или уже 40?

Не соглашусь. Я знаю только одного режиссера, который в 30 леткажется абсолютно зрелым. Это Тимофей Кулябин. Но он просто столько уже успел поставить. Он много и плотно ставит чуть ли не с 20 лет. У него за плечами десятки спектаклей. А все-таки другие ребята, не в обиду им будет сказано, еще видно, что они ищут. Счет спектаклей еще не так велик, они его только нарабатывают. И еще не очень понятно, не станут ли они режиссерами одного приема? Приходит режиссер и все – «это гениально». А потом он это повторяет снова и снова. В Москве, в Петербурге, в Новосибирске, где-нибудь за границей. И получается, что это не гениально, просто режиссер тиражирует один прием. А бывает, что у режиссера нет особого приема, но зато для каждого спектакля у него всегда подбирается что-то свое, что он разнообразен по идеям, инструментарию. Мне интереснее второй вариант, но сталкиваться с ним приходится редко.

К сожалению, возможности ставить в Петербурге не так много, о чем свидетельствует офф-программа «Прорыва». Три лауреата премии за лучшую режиссуру — Максим Диденко, Денис Хуснияров и Семен Серзин, и три спектакля, поставленные ими в Москве, Набережных Челнах и Прокопьевске.

Да, мы специально так составили программу, чтобы показать что-то особенное, работы режиссеров «Прорыва», которые не увидеть в Петербурге. К сожалению, не все удалось привезти. Например, очень хотелось видеть здесь, у нас, Воронежский камерный театр с совершенно выдающимся спектаклем Мити Егорова «Ак и человечество». Но и то, что удалось, это очень здорово.

_Кроличья нора_

«Кроличья нора» Дениса Хусниярова — это один из хитов текущего провинциального сезона, лучшая постановка в российской провинции за последние месяцы, по мнению критиков. Это психодрама о гибели ребенка, пьеса о том, как родители пытаются снова научиться жить после этой трагедии.

_Идиот_1_

«Идиот» Максима Диденко с Ингеборгой Дапкунайте в роли князя Мышкина. Спектакль идет с успехом в Москве в Театре наций. Кстати, один из артистов — Паша Чинарев, мы его хорошо помним по Петербургу, когда он не в МХТ работал, а здесь, играл в спектаклях Волкострелова, Богомолова, Дениса Шибаева. «Идиот» — это клоунада, пантомима, продолжение ленинградской театральной традиции, тех же «Лицедеев», которые тоже не чуждались большой прозы.

_Это всё она_

Спектакль «Это всё она» Семена Серзина мы давно хотели показать в Петербурге. Во многом он «сделан» ведущей актрисой Прокопьевской драмы Светланой Поповой, которая играет там мать. Действие спектакля происходит в неком круге из стульев, где артисты сидят вперемежку со зрителями. На первый взгляд сюжет тривиален, приземленный, бытовой. О матери, которая не находит контакта со своим сыном, и пытается как-то разведать, что там происходит в его жизни, зарегистрировавшись ВКонтакте под вымышленным ником и изображая из себя юную деву по имени Тоффи. Но в какой-то момент эта история приобретает масштаб античной трагедии. Между этой вымышленной девушкой и реальным молодым человеком завязывается виртуальный роман, и героиня не может это остановить, у нее возникает соблазн заново пережить молодость, любовь. Все это становится похожим на величавый архетипический сюжет из древности. Это эмоциально сотрясающий спектакль. Там некий катарсис точно гарантирован. Сделана некая попытка современной трагедии, и даже интернет-сленг в этом спектакле работает, как и невнятные междометия эврипидовских или эсхиловских трагедий. Только теперь они кричат «смайл, смайл».

В будущем году мечтаем привезти в Петербург спектакли молодых режиссеров, которых тут почти никто не знает и которые активно ставят в российской провинции. Показать, может быть, Андреаса Мерц-Райкова, Артема Терехина, Тимура Файрузова, Александра Баркана, Ирину Астафьеву, Сергея Чехова. Может, увидят здесь и позовут. Как некая стартовая возможность. У нас в Петербурге довольно сектантский набор молодых режиссеров. Это, конечно, связано с тем, что в первую очередь должны протягивать руку выпускникам нашей школы. Это понятно. Ставят в основном выпускники Санкт-Петербургской театральной академии. Это хорошо, с одной стороны. Тем более, что выпускается курс Вениамина Михайловича Фильштинского, где тоже очень яркие имена. У нас в офф-программе, специально для жюри покажем спектакль Николая Русского «Коллеги», студента пятого курса, вне конкурса, такой бонус. Но все-таки мне кажется, что индустрия петербургского театра достаточно мощна, чтобы принимать и каких-то других молодых режиссеров России, не только своих. Их несколько больше, чем те, что ставят у нас.

Где и когда увидеть спектакли конкурсной программы 

19 февраля, 19:00
«ZHOLDAK DREAMS: ПОХИТИТЕЛИ ЧУВСТВ», режиссер Андрей Жолдак
БДТ им. Г.А. Товстоногова, на Второй сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова (Каменноостровский театр)
Номинации: «лучшая актриса», «лучший актер»

24 февраля, 20:00
MOTHERFATHERSISTERSBROTHER, режиссер Сергей Ларионов
творческое объединение «Амёба Dance Project» (на сцене пространства «Скороход»)

20 февраля, 19:00, 13 марта 19:00
«БАРЬЕР», режиссер Яна Тумина
театр «Особняк» и продюсерский центр «КонтАрт»
Номинация «лучшая актриса»

21 февраля, 19:00, 10 марта, 19:00
«БРАТЬЯ», режиссер Евгения Сафонова
театр «Приют комедианта» (на сцене Театра музыкальной комедии)
Номинации: «лучший режиссер», «лучший художник», «лучшая актриса», «лучший актер», «лучший исполнитель роли второго плана»

11 марта, 19:00
«ГИЛЬГАМЕШ. ВСЕ О ПОЗНАВШЕМ», режиссер Александр Савчук
театр Lusores и продюсерский центр «КонтАрт» (на сцене театра «Особняк»)
Номинация «лучший актер»

12 марта, 13:00
«ЛЮБОВЬ И ЛЕНИН», режиссер Роман Габриа
театр «Мастерская»
Номинация «лучшая актриса»

12 марта, 19:30
«ШУМ», режиссер Михаил Патласов
Новая сцена Александринского театра
Номинации: «лучший режиссер»

13 марта, 16:00
«ДЯДЯ ВАНЯ. РАБОТА АРТИСТА НАД РОЛЬЮ», режиссер Анатолий Праудин 
Театр-фестиваль «Балтийский дом» и Экспериментальная сцена под руководством Анатолия Праудина. 
Номинация «лучшая актриса»
 

Офф-программа Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв» на Новой сцене Александринского театра

2 марта, 15:00, 19:30

«Идиот», Театр Наций (Москва), реж. Максим Диденко (лауреат премии «Прорыв»-2015, номинант 2016 года)

3 марта, 19:30

«Кроличья нора», Русский драматический театр «Мастеровые», реж. Денис Хуснияров (лауреат премии «Прорыв»-2014)

5 марта, 19:30

«Это все она», Прокопьевский драматический театр имени Ленинского комсомола, режиссер Семен Серзин (номинант премии «Прорыв»-2014).

 

share
print