Истории

Эрте вернулся в Петербург

В Эрмитаже впервые в России открылась выставка гения ар-деко художника Эрте, которого в России звали Романом Петровичем Тыртовым.

Роман родился в Петербурге в 1892 году в семье, происходившей из старинного российского дворянского рода. Его отец, потомственный военный моряк Петр Иванович Тыртов  был начальником Морского инженерного училища. А Роман с детства увлекся рисованием. В шесть лет нарисовал эскиз вечернего платья для своей матери, причем платье было сшито. Музыка, театр, рисование – вот что увлекало Романа и совсем не радовало его отца. Специально юноша рисовать не учился – его эскизы показали Репину, тот пришел в восторг. Тыртов некоторое время  занимался с учеником Репина Дмитрием Лосевским.

В 19 лет Роман попросил родных о лучшем для себя подарке – загранпаспорте и в 1912 году навсегда покинул Россию. Он взял себе псевдоним Эрте, чтобы «не позорить» знаменитую военную фамилию. Но он не забывал семью и помогал родным. После революции они обосновались во Франции.

Эрте стал гением ар-деко, одним из ярких создателей этого стиля. «Он стал символом утонченнейшей и слегка порочной европейской эстетики, живым воплощением стиля ар-деко – художественного течения, в России почти не состоявшегося, - говорит директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Его изящное перо воплощало и создавало стиль, где промышленное и гламурное облагораживалось утонченностью вкуса. При этом он не впадал в манерность и кривляние, на грани которых всегда балансировал».

Эрте до второй мировой войны был очень известен и востребован по обе стороны Атлантики – обложки для «Харперс Базар», контракт с которым Эрте заключил еще в 1915 году, создание модных коллекций. Именно Эрте придумал ассиметричное декольте, одежду унисекс, нарядил мужчин в бархат. Он и сам был утонченным красавцем – на одной из фотографий Эрте запечатлен в костюме тореадора  для бала в Парижской опере в 1926 году – золотая парча, накидка, украшенная живыми розами. Излишне говорить, что  свои костюмы Эрте придумывал сам. Между прочим,  на выставке  в Эрмитаже можно среди эскизов его костюмов увидеть и тот, что он придумал для танцовщицы Мата Хари. Он создавал костюмы для балерины Анны Павловой, звезды мюзик-холла «Фоли-Бержер» Жозефины Бейкер, танцовщиц кабаре Лидо, Чикагской и Лондонской оперы и Гранд Опера в Париже.

«Выставка  в Эрмитаже демонстрирует все грани таланта Эрте на протяжении всей его почти столетней жизни, - рассказывает куратор выставки Михаил Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного  искусства Государственного Эрмитажа. – Здесь и «Алфавит» - наиболее знаменитая графическая серия, визитная карточка мастера, над которой он работал сорок лет». «Алфавит» (AlphaErté bet Suite) - эта завораживающая красота человеческого тела и  фантастических образов.  Эрте начал его создавать в 1927 и завершил уже после Второй мировой войны, уже тогда, когда, пережив забвение,  вновь стал знаменит и востребован – в 1967 перед выставкой в Лондоне.

Эрте в начале восьмидесятых увлекся скульптурой из металла, создал выставку «Театр в бронзе». За почти сто лет жизни он не рефлексировал по поводу несовершенства мира, а создавал. Он еще до начала Второй мировой войны пережил самую главную потерю своей жизни – уколовшись шипом розы, погибает от заражения крови в 1933 году князь Николай Урусов – художественный критик, спутник двадцати лет жизни Эрте. «Мой мир, казалось, рушился вокруг меня. Я чувствовал себя последним представителем исчезнувшей эпохи», - вспоминал художник. Больше он не встретил человека, который бы стал ему настолько близким.

«То,  что  делал Эрте,  на 95 процентов - мюзиклы и ревю,  что не повторяется, не дублируется ставится один раз, и  в этом эфемерном жанре он проработал всю жизнь, будучи самым востребованным художником в жанре варьете, мюзикла, бродвейской постановки по обе стороны Атлантики», - отмечает Михаил Дедикин.

Земная слава, вернувшись к Эрте после забвения конца сороковых и пятидесятых, уже не отпускала его до последнего дня. В 1983 Эрте стал кавалером ордена Почетного легиона за достижения в искусстве, его выставки успешно ездили по миру – США, Канада, Европа. В 1989 году он работает над двумя постановками в Нью-Йорке, тогда же  праздник в честь художника устраивает не кто иной как Дональд Трамп.

Эрте умирает в 97 лет в 1990 году, он успевает написать сценарий собственных похорон и сделать эскиз гроба – из красного дерева, с венками в стиле ар-деко. Его хоронят в на Булонском кладбище, рядом с родителями.

Выставка, открытая в Эрмитаже – это 136 произведений из частной коллекции Майка Эсторика (Grosvenor Gallery, Лондон). К выставке подготовлен каталог, среди авторов статей актриса Барбара Стрейзанд и модельер Стелла Маккартни. После выставки, которая продлится до 18 сентября, в Эрмитаже останутся  семь рисунков, две скульптуры и три гравюры Эрте.

share
print