Истории

В Петербургском БТК нашли ключ к Бродскому

Спектакль «Бродский. Ниоткуда» завершает трилогию в Большом театре кукол, посвященную трем поэтам ХХ века — Башлачеву, Высоцкому и Бродскому. «МР» поговорил с участниками проекта: режиссером Русланом Кудашовым и актером Сергеем Беспаловым.

«МР»: Почему именно Александр Башлачев, Владимир Высоцкий и Иосиф Бродский стали героями спектаклей?

Руслан Кудашов: Эти три поэта, какими бы разными они не были, очень повлияли на меня и на все мое поколение. Да, они разные, непохожие, у каждого — свои темы. К ним сложно относиться равнодушно, их влияние оставляет отпечаток в жизни. Бродского стало активно читать и молодое поколение, и тему его одиночества каждый понимает — по-своему, перекладывая на свою жизнь, — но понимает.

_Бродский3

Формат спектакля «Бродский. Ниоткуда» кукольный?
 Нет, кукол практически не будет. Будут актеры нашего театра, их впечатления, рефлексии, их ассоциации на темы поэзии Бродского.

Спектакль основан на истории жизни Бродского? Или ряд образов, навеянных произведениями?
Биографические моменты, конечно, будут, по-разному обыгранные повороты судьбы Бродского. Но их немного. Также будут и песни, написанные ребятами на стихи поэта, причем в самых разных музыкальных жанрах.

_Бродский1

Бродский — он про что? Про любовь, про одиночество, про свободу? 
Сергей Беспалов:
Когда впервые читаешь Бродского, поражает ритмика стиха, нетривиальные рифмы, интересные образы, редко встречающиеся в обыденной жизни и в поэзии в целом. Он был выдающимся человеком — и в интеллектуальном плане, и в чувственном. Понимать и обращаться к строению мира в социалистическом, атеистическом государстве, осознавать метафизику мира, некую субреальность, задумываться о течении жизни, ее конечности, задаваться вопросами о человеке… Это вполне логичные для каждого вопросы, но не вполне логичные для того общества, в котором жил Бродский.

_Бродский

А еще — его стремление к объективному восприятию самого себя. Способность при всей внутренней субъективности увидеть свою жизнь, свои отношения с людьми, удачи и неудачи… Во всем – честность с собой, умение просто и точно найти взгляд или понимание, которое позволяло бы жить дальше. Он очень парадоксальный поэт, но иногда в жизни наступает момент, когда ты чувствуешь — сегодня к твоей жизни, твоей ситуации подходит именно его поэзия, и каждый раз открываешь что-то новое. Погружаешься и за простыми словами открываешь глубокие, сложные вещи. Понимаешь, насколько он был эмоциональным человеком и за возможной внешней холодностью не допускал холодного отношения к жизни. Мы знаем, что Бродского увлекали спокойные пейзажи, но за всем этим – такой внутренний пульс, такая горячая жила. Мы старались показать это в спектакле.

_Бродский2

Из чего складывался спектакль? Как подбирали материал?
Этот спектакль — уже третий наш подход к Бродскому. Впервые мы читали его на одной из встреч со зрителями, читали наизусть, что кому нравилось. Потом начали репетировать, но долго не могли подобрать ключ к спектаклю. И вот, спустя время, снова к нему вернулись. Сейчас в работу вошло что-то из того, что мы приносили и придумывали уже тогда, но многое поменялось, решалось по-новому, в иных обстоятельствах. Конечно, от многих произведений было сложно отказаться и Руслану Равилевичу, и нам. И, как бы ни хотелось, увы, «Новый Жюль Верн» или «Осенний крик ястреба» в спектакль не войдут. Но мы и так уже отрезаем от себя практически родные куски, хотя о каких-то вещах не сказать все равно не можем. Материал спектакля очень обширен. Но Бродский вообще таков, что можно работать не только с его биографией или поэзией, даже по одному отдельному произведению можно поставить полноценный спектакль.
 

Премьра — 26 ноября, 20:00 в Большом театре кукол на ул. Некрасова, 10.

share
print