Истории

Хлеб для полулюдей

В минувшем сельскохозяйственном 2016 году Россия собрала рекордный урожай пшеницы – 73,3 млн т. Но на поверку оказалось, что та пшеница, которая могла быть использована в выпекании хлеба, в России не зародилась. Точнее, ее просто не посеяли, а значит, и не пожали.

«Высокий урожай неизбежно привел к дефициту качественного зерна, в частности, продовольственной пшеницы 3-го класса, являющейся одной из важнейших зерновых культур для производства массовых сортов хлеба в России».

Нет, это не бред сумасшедшего и не цитата из тетрадки троешника по русскому. Эта «неизбежность» появилась на страницах доклада Минсельхоза, подготовленного к совещанию, которое прошло накануне в Совете Федерации.

Казалось бы, радоваться надо хорошему урожаю зерновых в прошлом году. Но она постепенно сменяется тревогой. Доля качественного зерна в общем производстве снижается. И как тут быть? Ведь именно это зерно отправляется на экспорт. Причем настолько, что может возникнуть и дефицит.

Постоянные бравурные отчеты о все повышающейся доле экспорта пшеницы, которые с радостью выдают высшие лица государства, начиная с Владимира Путина (например, в последнем президентском послании Федеральному собранию. – MR7). Господа утверждают, что доходы от продажи пшеницы уже почти догнали уровень доходов от продажи нефти.

Глава Минсельхоза Александр Ткачев ранее докладывал Путину, что за границу «мы продаем только излишки». Как бы не так. Мы продаем столько, сколько можем, пока нам не погрозят пальчиком. И вот уже гром грянул. В Совфеде высказывались предположения, что до нового урожая нормальной крупы нам «может и не хватить».

Еще осенью мне бросилось в глаза предложение Минсельхоза использовать в производстве хлеба в России пшеницу пятого класса. Премьер министр это тихо подписал, а я задумался: 5-й класс – это та пшеница, что подается в лотки коровам и свиньям.

Для понимания: пшеница нумеруется с первого по пятый класс. С первого по третий это стопроцентно хлебопекарное зерно. Четвертый класс – на грани, но тоже приемлемо. Ну а зерно 5-го класса относится к разряду фуражного, т. е. для скота.

И вот что оказалось. «Сбора сильной пшеницы (пшеница 1-го класса) нет уже несколько лет, впервые в этом году нет и пшеницы 2-го класса», – сообщила вчера директор Центра оценки качества зерна и продуктов его переработки Юлия Королева на совещании в СФ. Заметим, так называемая сильная пшеница обычно используются для улучшения более слабых классов зерна, ну и для производства макарон высшего качества.

Третий класс в основном и идет на экспорт, но со снижением курса доллара и чтобы отбить свои ожидания, необходимо продать побольше. Россияне погодят. Но и с третьим классом проблемы. Если 5 лет назад 50% урожая приходилось на пшеницу 3-го класса, то в этом году – всего 24,5% (17 млн т). Доля пшеницы 4-го класса, наоборот, увеличилась и составила 32 млн т и 5-го класса – 22 млн т.

Оно понятно, что можно смешать зерно 2-го и 4-го класса, можно получить нормальную хлебопекарную муку. Но сейчас у нас уже сложилась ситуация, когда мы «бодяжим» уже пшеницу 4-го с 5-м классом. Получается, хлеб для полулюдей и полукоров.

В итоге дефицит качественных сортов пшеницы сказывается на качестве хлеба. «По данным Росстата и некоторых экспертов хлебопекарного рынка, несмотря на растущие показатели производства зерна, для производства хлеба в самом массовом сегменте используется зерно плохого качества. А объем и динамика хлебопекарных «улучшителей» и хлебных смесей в РФ также являются косвенным доказательством падения качества хлебобулочных изделий и роста фальсификата в отрасли», – следует из материалов к совещанию.

Это как рост закупки пальмового масла, отмечающийся не первый год в РФ для производства «молока», так и рост закупок всяческого рода улучшителей для производства «хлеба». И это опять-таки при рекордном урожае.

Почему так происходит? Да просто потому, что произвести высокосортную пшеницу просто не за чем – за ней и уход больше, и отношение требовательней. А цена закупки отличается не на много. Смысл? Правда, стоит сказать, что и погоды были не очень, оттого и качество зерна на выходе несколько снизилось. Впрочем, вопрос многофакторный.

На совещании говорилось о том, что нет должного контроля, что есть лобби продавцов улучшителей и прочие, весьма сомнительные отмазки. То есть без кнута не будет и пряника. Хотя дело еще и в том, что у производителя опускаются руки, глядя на то, что они получают, и то, что получают в последующей цепочке посредники: от закупщика до прилавка, где действует принцип «меньше 100% прибыли – не прибыль» - вот, где основная проблема.

И это проблема всей сельхозотрасли – от производства мяса и молока, до пшеницы и хлеба. Государству стоит об этом больше думать, а не максимум выгоды выжимать за счет производителя и населения страны. Попробовали бы они продать Египту пшеницу 5-го класса или ее же отправить гуманитаркой в Сирию. Нет, питайся родной народец.

Впрочем, на совещании была высказана и разумная идея – стимулировать аграриев на производство качественной пшеницы.

share
print