Истории

Ракетным залпом по образованию

Группа экспертов РАНХиГС провела исследование «Реформирование системы образования в России: результаты и последствия». Вердикт ученых печален: «При сохранении нынешнего уровня бюджетного финансирования невозможно обеспечить даже минимально необходимого развития системы общего образования в России». Похоже, специалисты не смотрели мартовское послание президента. Или их не впечатлили загадочные ракеты.

Исследования проводились под руководством директора Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) Академии Татьяны Клячко. И хотя я обнаружил в 79-страничном докладе немало ошибок: как орфография, так и «не бьющиеся» цифры. Но в целом документ достоин внимания. В нем анализировалось как прошлое, так и будущее нашего образования. Меня, конечно, больше волнует последнее.

Детская беззаботность

Ну, а теперь по пунктам. За реперную точку взят 2024 год, что понятно (2018 + 6. — MR7). Так вот, если анализировать доклад специалистов, очевидно, что если ежегодно на долю образования придется 3,6% ВВП, то в абсолютном выражении цифры будут расти. Но не забудем, что значительная часть этих средств идет на заработную плату, а с учетом инфляции, какой бы она официально не прописывалась, отрасль будет ежегодно беднеть.

Помимо инфляции присутствует еще один показатель — возможный рост численности населения. Тут, конечно, можно много дискутировать. За счет повышения продолжительности жизни это произойдет, роста рождаемости ли, а может, за счет вливания новых территорий, наподобие Крыма.

Но прогнозы делаются, и они есть в доступной или недоступной форме для обывателя. Так вот, Татьяна Клячко и соавтор доклада Галина Токарева, научный сотрудник того же института, рассказывают, что «по данным Федеральной службы государственной статистики, начиная с 2018 г. прогнозируется постепенное снижение численности населения в возрасте 1−6 лет на протяжении всего прогнозируемого периода с 2018 по 2024 гг.».

Согласно представленным в докладе данным, численность детей в этом возрасте в прогнозируемом периоде уменьшится с 11 217 до 9 232, или на 16% или на (-1 756).

Это по-своему «увеличит» число предлагаемых мест в детских садах. Но как бы то ни было, будут построены и новые садики. Немного отойдя от заявленной темы, эксперты отмечают:

— На фоне ожидаемого сокращения численности детей в возрасте 1−6 лет прогнозируется устойчивый рост показателя охвата соответствующей категории населения услугами дошкольного образования. С 2017 по 2024 год данный показатель вырастет с 64,9% до 99,6%.

Тут сразу вспоминаются заявленные пресловутыми «майскими указами» показатели. 64,9 процентов в 2017 году — как, выполнили? Но отчитались. Тем не менее эксперты заключают: «Количество мест в детских садах и яслях также не соответствует потребностям: вплоть до 2024 года на 100 мест будет приходиться от 108 до 119 детей». Тут, правда, позволю себе поспорить: в наших деревнях дети до сих пор растут в подоле матери, особенно, если мама работает в поле. Но это так, просто образ, хотя и из жизни. Не обижайтесь.

Тем не менее прогнозируется, что число мест в детсадах также вырастет на 1,7 млн. Это означает, что и потребность в дошкольных воспитательных работниках увеличится на 165 тысяч человек, или 25%. А это тоже дополнительное бремя для бюджета. Откуда их взять? Решение на поверхности: число детей на одного воспитателя будет постепенно расти с 11,7 сегодня до 12 в 2024 году. Ну и не забудем о зарплатах будущих воспитателей.

Классный бюджет

Почти такая же ситуация и в средней школе. Правда, там предполагается рост учеников. Специалисты связывают это с тем, что как раз до 2014 года у нас количество младенцев росло, а в означенный период они уже пойдут в школы. По данным доклада этот рост составит 20% по сравнению с 2016 годом.

Но самое удивительное в другом. Оказывается, сегодня в нашей стране в школу ходят лишь две трети детей в возрасте 7−17 лет! Нет, я допускаю, что сюда не входят надомники, учащиеся частных школ, а также заграничные сверстники. Куда ходят остальные? Вопрос.

Но «К 2024 г. этот показатель вновь вырастет и станет достаточно высоким (94,8%). Соответственно, будет повышаться потребность в ресурсах, необходимых для обеспечения системы общего образования», — рассчитывают ученые. Вкупе с общим ростом потенциальных школьников, соответственно, потребуется и больше учителей.

Мало того, что вместо нынешних 14 школьников на одного учителя, к 2024 этот показатель вырастет до 17, несмотря на директиву правительства РФ от 30.04.2014 г. № 722, в которой плановый показатель нагрузки на одного учителя четко зафиксирован на уровне 16 школьников.

Студенчество и не только

В вузах ситуация обратная — количество студентов будет сокращаться, говорится в докладе: с 4,7 млн человек в 2017-м до 3,9 млн в 2024-м. При этом бюджетных мест станет меньше на 22% — 1,6 млн человек.

Но если законсервировать расходы на одного студента (262 тысячи рублей в год), финансирование вузов будет урезано с 526 до 428 млрд рублей. Это приведет «к серьезной деградации системы высшего образования или в лучшем случае к выделению в ее составе 100−120 развивающихся вузов и стагнации или ухудшения положения всей остальной системы ВО», — говорится в докладе.

Чтобы покрыть недофинансирование последних лет, высшему образованию, которое снабжается из федерального бюджета, потребуются дополнительные 60 млрд рублей, а расходы придется увеличить на 10% за 6 лет. Но на это никаких ростов ВВП не хватит.

Если же ставить задачу повышения конкурентоспособности на мировом рынке, то потребуется нарастить расходы на 44%, или до 805 млрд рублей в год, считают в академии.

Основная же беда — профтехобразование. Оно и сейчас финансируется вяло, а дальше может быть еще хуже, поясняет Татьяна Клячко:

— Для системы среднего профобразования пока не ясно, перед каким вызовом она оказалась. С 2014 г., когда нормы сдачи ЕГЭ стали более жесткими, значительная часть абитуриентов направилась в организации среднего профобразования. До 2024 г. численность поступающих в колледжи и лицеи может вырасти в 1,5 раза.

Если поток абитуриентов будет и дальше нарастать при практически падающем финансировании, то система не выдержит. Поэтому уже сейчас необходимо принимать упреждающие меры — обновлять материальную базу, больше платить преподавателям. При этом мы говорим именно о бюджетном финансировании, так как среднее профобразование, по Конституции, у нас общедоступно и бесплатно.

«Это очень острая проблема, которую мы пока не ощущаем, — продолжает Татьяна Клячко. — Мы входим в мировые рейтинги вузов и этим вполне довольны. Но при этом пока не знаем, что делать с теми 40% детей, которые, окончив 9 класс, идут в систему среднего профобразования. И это вызывает большую тревогу».

Невеселые выводы

Проблемной сферой становится подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образования, отмечают эксперты:

— Как свидетельствует опыт многих стран, в реформировании данной сферы решающую роль играет квалификация педагогических работников и их профессиональная мотивация.

Вместе с тем система образования должна меняться, чтобы обеспечить эффективное решение актуальных проблем, включая межнациональные и межконфессиональные отношения. Однако до сих пор опыт проведения реформ в образовательной сфере в России трудно признать успешным.

По мнению авторов исследования, острая нехватка бюджетного финансирования может затруднить развитие и других ключевых областей образовательной системы: это и молодежная политика, и прикладные научные исследования в области образования, где даже рост бюджетных расходов в 1,5 раза приводит к тому, что их объем в ценах 2016 г. не превысит к концу срока «18 млрд руб., или 300 млн долл. США по валютному курсу. Такие объемы финансирования не позволяют говорить об эффективном развитии науки об образовании, а следовательно, и об адекватном проведении образовательных реформ».

Ученые, справедливости ради, в своем исследовании оценили и другие варианты, например, в случае если правительство снизойдет до щедрости и выделит на образование 4, а то и 4,4% от ВВП. Пока же они заключают:

— При сохранении доли в ВВП России бюджетных расходов на образование в 3,6% (2016 и 2017 гг.) нельзя обеспечить даже минимально необходимого развития систем общего и, особенно, высшего образования. Одним из наиболее проблемных уровней образования в прогнозном периоде является система СПО, на которую не хватает ресурсов в региональных бюджетах, а попытки развить данную сферу за счет создания организаций СПО в составе вузов ведут к тому, что недофинансируются оба уровня: и СПО, и ВО.

Помимо СПО, как показывают расчеты до 2024 г., велик риск дефицита бюджетных расходов, направляемых на реализацию молодежной политики.

Но это то, что внутри системы. Что мы получаем на выходе? Даже если мы и дальше будем побеждать на всемирных олимпиадах по информатике, счет в данном случае все равно идет на единицы. А что будет уже не с образованием, а со страной в целом? Вопросы из разряда риторических. Усиление недостатка качественных кадров во всех отраслях страны, в том числе управленческих и научных.

Мы просто теряем уровень страны. И дело не столько в деньгах. Дело в отношении к отрасли. Зато почти половина послания президента было нацелено не на улучшение жизни страны, а на Майами и прочих негодников. Владимир Путин щедро пулял в них виртуальные ракеты и подводные лодки.

Если же говорить о тех странах, на кого направлены путинские небесные и подводные «посланцы», то можно сравнить отношение их правительств к обучению своего подрастающего поколения. Например, США тратит на образование 5,7% от ВВП; Великобритания — 5,3; Франция — 5,6. Даже Украина выделяет 5,4% ВВП на обучение своего будущего.

share
print