Истории

Тысячи вопросов в Юсуповском саду

«Почему природа создала комаров?», «Отчего человек не умеет говорить по-собачьи?», «Почему клей не прилипает к тюбику?», «Что будет, если исчезнут коты?» — дети хотят все знать, и эту возможность они получили 2 сентября в Юсуповском саду, где прошел Научный пикник.

Его организатор — Университет детей, проект Политехнического музея в Москве, который проводится и в Санкт-Петербурге. Идея проекта — учить нескучно, приглашая на лекции и мастер-классы взрослых ученых и давая возможность детям задавать им самые разные вопросы.

На Пикнике тоже была доска вопросов, их разноцветными мелками писали дети. Оказалось, что младшее поколение волнуют самые разные вещи — от глобального смысла жизни и существования инопланетян до вполне себе земных «Кем я буду?» и «Нравлюсь ли я Виктору?»

Ответы на некоторые вопросы можно было получить на разных площадках. Законы физики, химии, математики, биологии наглядно демонстрировались при помощи воздушных пушек, магнитов, спагетти и ягод рябины. На газоне строили мост, который поддерживает сам себя — идея Леонардо да Винчи. Такой мост планировалось построить через бухту Золотой Рог в Стамбуле, проект так и остался нереализованным. А вот питерские дети легко собирали и разбирали мост из деревянных палочек.

Для того чтобы попасть в темный шатер, пришлось выстоять длинную очередь. Тем, кто зашел внутрь, надо было угадать, кто видит лучше — индийская пчела, сова, кошка, собака или Гарри Поттер без очков (правильный ответ — змея, которая реагирует на тепло).

Дальше при помощи лазерного луча демонстрировалось, как свет преломляется в разных жидкостях, а в криминалистической лаборатории все желающие получали в подарок свой отпечаток пальца. При этом одни дети требовали отпечатки сразу нескольких пальцев, а другие убегали, не оставив ни одного.

Медвед уже стал классикой

Вопросы на Пикнике задавали не только дети, но и взрослые. Например, что делать, если второкласснику дали на лето проект, с которым он не справляется? Выполнить за него, как это делают нормальные родители?

— А вот и нет, ответ неверный, — говорит учитель истории и обществознания Кирилл Загустин. — Если постоянно будете все делать за него, чему же он научится?! Правильно — дать ребенку возможность показать, на что он способен. И с чего вы вообще взяли, что он не справится?! Справится, только не так, как мы этого ожидаем.

Кирилл Загустин, школьный учитель и автор телеграм-канала, пришел на фестиваль рассказать о современных детях и о том, как их учить. Для начала он задал слушателям вопрос: «Чем нынешние дети отличаются от предыдущих поколений?» И сразу получил ожидаемое, что раньше дети не сидели в телефонах и умели писать письма потому, что не щелкали целыми днями по клавишам ноутбуков.

«Зато нынешние дети не такие закомплексованные и затюканные, как в советское время», — парировало поколение 20-летних.

— Неправы все, — подвел итог Кирилл Загустин. — Дети сегодня такие же, как и двадцать, и сорок лет назад. Меняются только обстоятельства, в которых им приходится находиться. Да, компьютеры, Интернет, шквал информации при минимуме критического осмысления. Но сути этого не меняет — ребенок остается ребенком.

Правда, 27-летний учитель признался, что и сам иногда не понимает своих учеников. Не увлекаются «Звездными войнами» и не смотрят кинообзоры Евгения Баженова BadComedian на Youtube, зато знают, кто такой Иван Гай. Что у них в голове?!

Это стало понятно на соседней площадке, где редакторы (или «пикчеры», как они себя называют) новостного сообщества «Лентач» рассказывали о мемах. Аудитория состояла из десяти-двенадцатилетних знатоков и ценителей, которые взрывами хохота приветствовали каждый знакомый мем и жадно впитывали секреты его создания. «Превед, медвед», «Йа креведко» и «Свидетеля из Фрязино» здесь считали классикой жанра, а новейшие мемы знали все, кроме родителей, которые заметно приуныли.

Пусть кричат «Эврика»

Впрочем, родителям тоже было чем заняться на фестивале. Часть так азартно включилась в научные игры, что забыла о возрасте. «Берем натрий хлор!» — восклицала мама на площадке, где тестировали наборы по химии МЕЛ Science. — «Где натрий хлор? Дайте мне эту колбочку! Никита, смотри, вот колбочка!» А пятилетний Никита, который в это время смотрит куда угодно, только не на колбочку ноет: «Мам, пошли купим гамбургер!»

Часть родителей так и не выключили свои «папамамские» функции: «Максим, все, мое терпение на исходе. Ты идешь домой! И никаких „но“, раньше надо было думать!»; «Это кто тут кидается бумажками? Ты?! Если что, я тебя не знаю!»; «Леночка, что за дурацкие вопросы — есть у слона копыта или нет? Ты в каком классе учишься?!»

Третья, самая счастливая часть родителей, сидела на скамейках и наслаждалась теплым сентябрьским днем, предоставляя детям возможность задавать дурацкие вопросы, ходить на голове и изучать математику при помощи ягод рябины.

— Математика — это ведь не просто формулы и цифры, это идеи, — говорит Кирилл Дорожкин из детского конструкторского бюро «Постройка». — Хочется, чтобы дети не мучились, зазубривая теоремы на оценки, а спокойно набирались опыта и однажды воскликнули: «Эврика!» Мы не торопимся, позволяя детям насладиться игрой, и тогда математика перестает казаться скучной и сложной. А еще детям нравится, когда родители садятся рядом и перестают командовать. Ребенок сам знает, что делать, главное, оставить ему это открытие, чтобы он сам к нему пришел.

share
print