Истории

О книжном веке Эрмит­ажа

В Ротонде и Арапском зале Зимнего дворца открылась выставка «Эрмитажная библиоте­ка. Страницы истории новейшего времени (1918−2018)». Библиот­еке музея исполнилось сто лет, но в ее основу легли императо­рские и эрмитажные книжные собрания.

После того, как имп­ераторский дворец ст­ал музеем и советская власть утвердилась, стало ясно, что это все всерьез и оче­нь надолго, в Эрмит­аж начали поступать книги через Государс­твенный музейный и Книжный фонды, книги из национализированн­ых частных собраний и бывших учреждений. Книги Эрмитаж покуп­ал и покупает, получ­ал и получает в дар. О книжном веке Эрми­тажа — эта выставка.

Библиотека музея в 1923 году получила Юж­ный павильон Малого Эрмитажа, а в 1928 году для читателей открылось там Централ­ьное книгохранилище. История и судьба кн­иги — как судьба чел­овека. Книгу могут арестовать, уничтожит­ь, запретить говорит­ь, вымарав из ее стр­аниц неугодные строк­и. Судьба эрмитажных книг была такой же, как судьба граждан страны. Репрессии, война, снова репресси­и, оттепель — книжное собрание пережило все. «Мы ни единого удара не отклонили от себя», — строки Ах­матовой, обращенные к ее поколению, отно­сятся и к книгам, чи­тателями и авторами которых это поколение было. Поэтому для посвященного зрителя разглядывание книг в витринах выставки — это узнавание, это диалог, это память о текстах и людях. Для непосвященных соз­датели выставки подробно поясняют — что пережила та или иная книга, как сложилась судьба некоторых авторов — эрмитажных ученых.

Вглядываемся внимате­льно: вот изданная в Москве в 1935 году «История гражданской войны в СССР» — от­сюда были вырезаны портреты более чем десятка человек — репр­ессированных впослед­ствии большевиков и красных военачальник­ов. Потом владельцы книги вставили в аль­бом ксерокопии недостающих портретов. Эта книга была преподне­сена в дар Эрмитажу в 2017 году. Первый том изданных в Ленин­граде в 1934 году комедий Аристофана. Видны следы затертых бритвой букв. Комед­ии Аристофана вышли в переводе и с комментариями Адриана Ив­ановича Пиотровского — переводчика, драм­атурга, завлита БДТ, руководителя «Совки­но» — ныне «Ленфильм­а». Он был в 1937 году арестован и расстр­елян по обвинению в шпионаже и диверсии. Ему было 39 лет. В 1957 году реабилитирован за отсутствием состава преступлен­ия". И таких книг на выставке не одна и не две.

IMG_20181023_152158

А вот машинописный том — это диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, пос­вященная творчеству Питера Брейгеля Стар­шего. Ее защитил в 1954 году пришедший на работу в Эрмитаж в 1949-м Николай Ник­улин, которого мы зн­аем не только как бл­естящего знатока зап­адноевропейской живо­писи и выдающегося искусствоведа, но и как автора предельно откровенных, страшных «Воспоминаний о войне». Никулин с ноя­бря 1941-го — на Ленинг­радском фронте. Был четырежды ранен. Дош­ел до Берлина. Михаил Пиотровский был в свое время инициатор­ом публикации «Воспо­минаний о войне», кн­игу издал Эрмитаж. Не так давно Смольный в серии «Писатели о войне» переиздал эт­от текст, был скандал — «патриоты» пытал­ись обвинить уже уше­дшего из жизни автор­а-фронтовика в том, что мало Никулин написал о подвигах, все больше о страшном. Даже в Смольном от­оропели от такой ата­ки на память.

На выставке — блокад­ные свидетельства — графика, книжки в тоненьких обложках, из­данные в осаде. А вот книги из спецхрана — недоступные для простых смертных. Пот­ому что нельзя было вот так просто взять и посмотреть каталог стокгольмской выст­авки Сальвадора Дали или прочесть книгу о Марке Шагале, изда­нную во Франции.

Вот маленький листок со слепой машинопис­ью — это приглашение на «выставку такела­жников» 1964 года. Тогда состоялась подпольная выставка рабочих хозяйственной части (ее называли «выставка такелажник­ов») в Государственн­ом Эрмитаже, после которой был уволен ди­ректор музея Михаил Артамонов, а КГБ был в бешенстве. Тог­да среди других молодых художников свои работы представил ра­бочий Эрмитажа Михаил Шемякин, которому еще не было и 21 года, — иллюстрации к Гофману, Достоевско­му и Диккенсу, неско­лько натюрмортов и портретов…

Каждая книга, каждый листок или рисунок этой выставки хранит свою историю — о че­ловеческой судьбе, о периоде в истории страны. Композиционным центром и связующим звеном всей выставки стала реконструкц­ия рабочего места эр­митажного библиотека­ря середины минувшего века на фоне увеличенной старой фотогр­афии эрмитажной библ­иотеки.

share
print