В Ротонде и Арапском зале Зимнего дворца открылась выставка «Эрмитажная библиотека. Страницы истории новейшего времени (1918−2018)». Библиотеке музея исполнилось сто лет, но в ее основу легли императорские и эрмитажные книжные собрания.
После того, как императорский дворец стал музеем и советская власть утвердилась, стало ясно, что это все всерьез и очень надолго, в Эрмитаж начали поступать книги через Государственный музейный и Книжный фонды, книги из национализированных частных собраний и бывших учреждений. Книги Эрмитаж покупал и покупает, получал и получает в дар. О книжном веке Эрмитажа — эта выставка.
Библиотека музея в 1923 году получила Южный павильон Малого Эрмитажа, а в 1928 году для читателей открылось там Центральное книгохранилище. История и судьба книги — как судьба человека. Книгу могут арестовать, уничтожить, запретить говорить, вымарав из ее страниц неугодные строки. Судьба эрмитажных книг была такой же, как судьба граждан страны. Репрессии, война, снова репрессии, оттепель — книжное собрание пережило все. «Мы ни единого удара не отклонили от себя», — строки Ахматовой, обращенные к ее поколению, относятся и к книгам, читателями и авторами которых это поколение было. Поэтому для посвященного зрителя разглядывание книг в витринах выставки — это узнавание, это диалог, это память о текстах и людях. Для непосвященных создатели выставки подробно поясняют — что пережила та или иная книга, как сложилась судьба некоторых авторов — эрмитажных ученых.
Вглядываемся внимательно: вот изданная в Москве в 1935 году «История гражданской войны в СССР» — отсюда были вырезаны портреты более чем десятка человек — репрессированных впоследствии большевиков и красных военачальников. Потом владельцы книги вставили в альбом ксерокопии недостающих портретов. Эта книга была преподнесена в дар Эрмитажу в 2017 году. Первый том изданных в Ленинграде в 1934 году комедий Аристофана. Видны следы затертых бритвой букв. Комедии Аристофана вышли в переводе и с комментариями Адриана Ивановича Пиотровского — переводчика, драматурга, завлита БДТ, руководителя «Совкино» — ныне «Ленфильма». Он был в 1937 году арестован и расстрелян по обвинению в шпионаже и диверсии. Ему было 39 лет. В 1957 году реабилитирован за отсутствием состава преступления". И таких книг на выставке не одна и не две.
А вот машинописный том — это диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, посвященная творчеству Питера Брейгеля Старшего. Ее защитил в 1954 году пришедший на работу в Эрмитаж в 1949-м Николай Никулин, которого мы знаем не только как блестящего знатока западноевропейской живописи и выдающегося искусствоведа, но и как автора предельно откровенных, страшных «Воспоминаний о войне». Никулин с ноября 1941-го — на Ленинградском фронте. Был четырежды ранен. Дошел до Берлина. Михаил Пиотровский был в свое время инициатором публикации «Воспоминаний о войне», книгу издал Эрмитаж. Не так давно Смольный в серии «Писатели о войне» переиздал этот текст, был скандал — «патриоты» пытались обвинить уже ушедшего из жизни автора-фронтовика в том, что мало Никулин написал о подвигах, все больше о страшном. Даже в Смольном оторопели от такой атаки на память.
На выставке — блокадные свидетельства — графика, книжки в тоненьких обложках, изданные в осаде. А вот книги из спецхрана — недоступные для простых смертных. Потому что нельзя было вот так просто взять и посмотреть каталог стокгольмской выставки Сальвадора Дали или прочесть книгу о Марке Шагале, изданную во Франции.
Вот маленький листок со слепой машинописью — это приглашение на «выставку такелажников» 1964 года. Тогда состоялась подпольная выставка рабочих хозяйственной части (ее называли «выставка такелажников») в Государственном Эрмитаже, после которой был уволен директор музея Михаил Артамонов, а КГБ был в бешенстве. Тогда среди других молодых художников свои работы представил рабочий Эрмитажа Михаил Шемякин, которому еще не было и 21 года, — иллюстрации к Гофману, Достоевскому и Диккенсу, несколько натюрмортов и портретов…
Каждая книга, каждый листок или рисунок этой выставки хранит свою историю — о человеческой судьбе, о периоде в истории страны. Композиционным центром и связующим звеном всей выставки стала реконструкция рабочего места эрмитажного библиотекаря середины минувшего века на фоне увеличенной старой фотографии эрмитажной библиотеки.