Истории

Они держат тепло талантливых рук

Столетие первого в России профессионального кукольного театра — Театра марионеток имени Евгения Деммени отмечают весь 2018 год, и открытие выставки уникальных кукол «Сто лет Театру Деммени. Впервые в России и в Европе» в Галерейном флигеле Шереметевского дворца — Музея музыки — одно из событий юбилейного года.

Театр марионеток создала в 1918 году Любовь Яковлева-Шапорина, блестяще образованная выпускница Екатерининского института, художница, переводчица, которую ныне многие знают по ее блокадному дневнику, хотя записи Шапорина вела на протяжении всей жизни. Впрочем, на выставке в Галерейном флигеле о Шапориной сказано немного, ее судьба еще ждет своей экспозиции. Портрет Любови Васильевны всегда висел на стене в Театре марионеток в помещении, где в шкафах хранились старые куклы. Именно их сейчас можно увидеть на выставке, а лучшим гидом по ней может быть только ее создательница, хранитель коллекции кукол театра, а их около тысячи — народная артистка России Фаина Костина — ученица Евгения Деммени, работающая в театре на углу Невского и Садовой с 1960 года. «Они вырезаны из очень хорошо, правильно высушенного дерева, они до сих пор держат тепло талантливых рук», — Костина говорит о куклах, как об особых существах.

Фаина Костина.jpg

Вот он — сундук, в котором тесно сидят восемь кукол французского театра «Гиньоль». Сохранилась до наших дней ровно половина всей кукольной братии, которую купил Евгений Деммени в комиссионке на Невском — «магазине случайных вещей» — как сам он вспоминал. Прошедший Первую мировую и Гражданскую выпускник Николаевского кадетского корпуса Деммени — в начале двадцатых время технический сотрудник ТЮЗа на Моховой — не мог пройти мимо ящика с куклами, выставленного в витрине: в восемь лет он с родителями побывал в Париже, оттуда семья привезла домой такой же кукольный театр. И мальчик до пятнадцати лет разыгрывал дома спектакли. «По происхождению — дворянин, по образованию — военный, по устремлениям — актёр», — писал о себе этот невероятный человек, выпестовавший первый профессиональный кукольный театр в России. Он, обожавший перчаточных кукол — тех самых, которые надеваются на руку и приводятся в действие тремя пальцами, придумал стройную режиссерскую систему создания кукольных спектаклей, которую так и назовут — «Системой Деммени». Один из принципов её гласит: «При работе над кукольным спектаклем режиссер должен добиваться, чтобы зритель, видя перед собой куклу, верил в нее, как в живое существо, а не обманывался относительно иллюзии, что это «маленькие человечки».

? ???? ????? ?????? я театр Деммени.jpg

Деммени первым начнет ставить классику — Чехова, Гоголя, Свифта, Шекспира. Театр марионеток Любови Шапориной-Яковлевой сольется с Театром Деммени «Петрушка» в 1930-м и станет Ленинградским театром марионеток. Актеров, водящих марионетку, называли и называют загадочным словом «невропаст» — это древнее, мистическое искусство. Евгений Деммени разработает «Законы движений марионетки», один из них вот такой: «Невропаст должен развить в себе чувство «глубины», постоянно ощущая прикосновение куклы к сценической площадке».

??????? ?????? ? ? ??????? ?? ??? ?????????  ? ????????.jpg

В марте этого года в Театре Деммени возродили легендарного «Гулливера в стране лилипутов» — он был в репертуаре театра до 1976 года, его показали 3242 раз с 1928 го. В «Гулливере» не за ширмой, а на сцене вместе с куклами впервые играл живой актер.

?????? ??????? ?  роли Гулливера.jpg Первым Гулливером стал Михаил Дрозжин — вот он на фото, обаятельный красавец — актер, художник, резчик кукол, режиссер. Ему суждено будет создать первую фронтовую актерскую бригаду, играть на фронте перед бойцами и умереть в госпитале деревни Алеховщина в ноябре 1941 года. А для Фаины Костиной уже после войны в спектакле «Гулливер в стране лилипутов» будет уготована первая в жизни роль — она будет водить марионетку, которую зовут Красный лилипут. Всех персонажей, кроме Гулливера сыграет в этом спектакле другой легендарный человек — актер и режиссер Театра имени Деммени, ученик Евгений Сергеевича — Никита Владимирович Охочинский. Он до Фаины Костинй был хранителем старых кукол, он — из поколения лейтенантов, юным танкистом прошедший войну, увидел на послевоенном Невском в мае 45-го вывеску театра, зашел — и остался. Еще в 2009 году Никита Владимирович открывал в Театре Деммени выставку о том, как жил театр в годы войны https://mr-7.ru/articles/8166/ А теперь на выставке в Галерейном флигеле Шереметевского дворца мы вспоминаем его и его спектакли.

«Вот они — наши товарищи, блокаду пережили», — Костина идет по выставке дальше. Крысиный король, Тигренок и кукла Катя с санитарной сумкой, Пупс и Свинья-копилка — это персонажи спектакля «Кукольный город», созданного в 1939 году по пьесе Евгения Шварца и с началом войны оказавшимся очень кстати: по сюжету спектакля куклы, сбежавшие от детей и счастливо жившие в лесу, отбиваются от нападения полчищ крыс, возглавляемых крысиным королем, и побеждают. Спектакль играли вплоть до начала 1942 года — пока в театре еще давали свет. «Вот эта Свинья-копилка — безобразный персонаж, — продолжает Фаина Ивановна. — Дети, когда писали отзывы о спектакле, то говорили, что даже врага можно исправить — победить и переубедить, а вот такую Свинью — никогда, потому что она — предательница. Я ее играла — во второй редакции спектакля, чудесная роль, но действительно плохой человек — эта Свинья-копилка».

????? ?? ?????????  Кукольный город.jpg

Куклы, сатирически изображающие Гитлера, Геббельса и Гиммлера, а также сильно смахивающего на обезьяну солдата вермахта с винтовкой наперевес, — это из спектакля «Юный фриц». Театр марионеток в 42-м эвакуировали, каждому актеру можно было взять с собой по 30 кг личных вещей, все артисты взяли с собой 10 кг кукол. Эвакуировали в Среднюю Азию, но Деммени добился, чтобы не дальше Иванова. Остались там и сразу стали репетировать «Юного фрица» — сатирический антифашистский памфлет по пьесе Самуила Маршака, кукол к нему создавала художница, автор многих выдающихся кукол Мария Артюхова. Его играли 650 раз — выезжали на фронт, ставили там ширмы, если не удавалось раздобыть пианино, то играли под аккордеон.

????? ?? ??????? ля Юный Фриц.jpg

В 2010 году спектакль возродили и показали к 65-летию Победы. И снова со сцены зазвучали слова, когда Фриц — солдат вермахта браво отвечает на вопросы офицера:

 

«Офицер: Для чего фашисту ноги?

Фриц: Чтобы топать по дороге —

Левой, правой, раз и два!

Офицер: Для чего же голова?

Фриц: Чтоб носить стальную каску

Или газовую маску,

Чтоб не думать ничего!

(Фюрер мыслит за него.)»

Фаина Костина рассказывает, что эти куклы уцелели чудом — артисты погибли, а кукол нашли и с обозом доставили в Ленинград.

Послевоенная история театра началась 22 сентября 1945 года — спектаклем по сказке Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». И это — лишь малая часть истории актеров и кукол — петроградской, ленинградской и петербургской — многослойной, трагической и счастливой, представленной на выставке в Галерейном флигеле старого дворца.

share
print