Истории

Попытка насильственного взросления

Петербурженка Ольга Федорченко написала в «Живом журнале», а также у себя на страничке в соцсети, что ее дочери -четверокласснице задали «написать письмо отцу на фронт». Девочка дома расплакалась. Но задание выполнила.

«Вот письмо моей зареванной дочери. Она не смогла принять воображаемые обстоятельства», — пишет Ольга.


Здравствуй, дорогой папа! Тебе пишет дочка Саша. Совсем недавно ты был дома. Помню, как мы с тобой играли, гуляли. А сейчас ты на фронте. Мы очень за тебя волнуемся и переживаем. Больше всего я хочу, чтобы ты вернулся целым и невредимым. Мы с мамой молим Бога о том, чтобы ты вернулся.

Папа, зачем тебе эта война?!

Вернись лучше к нам! Дома у нас все хорошо! Зачем тебе это нужно?!

Еда у нас есть, все у нас хорошо. Мы с Никитой ходим в школу, мама ходит на работу и воспитывает нас. Я ненавижу тех людей, кто начал войну!

Я хочу, чтобы все всегда жили в мире и были рядом, и не было войны…

С любовью, твоя дочь Саша, мама и мой старший брат Никита!


Задание «представить себе, что вы пишете письмо папе на фронт» действительно нашлось в книжке для 4 класса. Это ни много ни мало — «Академический школьный учебник» — как гласят буквы на обложке. Авторы Л. Климанова, Л. Виноградова, М. Бойкина. Это учебник «Литературного чтения», для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. Рекомендован Минобрнауки России, увидел свет в 2014 году.

ми.png

Скриншот страницы учебника с заданием. Взято с сайта: znayka.pro

В учебнике три героя — дети Аня и Ваня и безымянный дядечка — учитель или библиотекарь, которые, собственно, и призваны стать проводниками четвероклассников в мир книги. Сначала немного про книговедение, потом — про истоки творчества — про былины, мифы и притчи. И дальше — про главную книгу — Библию, Священное писание. Вот зачем четверокласснику Притчи Соломоновы?

Потом идут славянские мифы, мифы Древней Греции и сказки разных народов.

Следующая часть книги, призванной показать четвероклассникам все богатство книжного мира- «О Родине, о подвигах, о славе». Ведь без военных подвигов ну никак не рассказать — чем же прекрасно чтение!

Маленькие читатели должны знать, что у нас самая длинна граница, наша страна самая большая в мире. Ну и конечно — наш народ победил Наполеона и фашистов.

И хоть вначале говорится о ста народах, населяющих страну, дальше идут святая Русь, текст Святителя Филарета Московского. И понеслось: Ледовое побоище, репродукция страшной — созданной в 1942 году картины Владимира Серова, многократного лауреата Сталинских премий. И на каждой странице — либо картинки воинов в полном вооружении, либо батальные сцены. Куликовская битва, война 1812 года. И, наконец, Великая Отечественная. Именно там напечатано стихотворение советской поэтессы Елены Благининой «Папе на фронт» — «Здравствуй, папа, ты опять мне снился…». После современному ребенку предлагается представить себе, что он пишет письмо своему папе на фронт. Авторам учебника такие «предлагаемые обстоятельства» не кажутся дикими.

Зато многим родителям это именно диким и представляется. «Это очень жестокий эксперимент! Попытка насильственного взросления. Конечно, представить такую ситуацию ребенку сложно», — пишет Лина Далецкая в комментарии к посту Ольги Федорченко.

А вот другой комментарий, автором которого стала пользователь Лана Максимова:

«Военно-патриотическое воспитание, напористо продвигаемое в последние лет 10 как супер важная государствообразующая тема, отличается необыкновенной пошлостью, лицемерием и дурным вкусом. Поколению учительницы этот казенный патриотизм вполне ограничен: надо будет написать „письмо сыну на фронт“ — без проблем, напишет — теми же словами, какими 40 лет назад писала сочинение на тему „Этот день мы приближали как могли“, на тему „Героизм советского народа в произведениях Ю. Бондарева и К. Симонова“ и проч. Те же штампы. И главный ужас в том, что сейчас они хотят научить наших детей быть такими же, как они.

А дети — вот ведь незадача! — плачут над ненаписанным сочинением, потому что война — кровь, боль и смерть, и боже упаси нашим детям папам на фронт писать!!! — и об этом как раз и надо с ними говорить!!! Какие же мерзавцы, нет слов».

Комитет по образованию Петербурга не сразу стал комментировать ситуацию с заданием в учебнике. Корреспонденту MR7.ru в комитете сначала сказали, что не в курсе недовольства родителей, но позже пресс-служба Комитета предоставила свой комментарий нашему изданию:

«Учебник „Литературное чтение“ под редакцией Л.Ф. Климановой и др. разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Учебник входит в учебно-методический комплекс „Перспектива“, который включен в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования. В Санкт-Петербурге с УМК „Перспектива“ работает около 12% школ. В соответствии с Законом „Об образовании в Российской Федерации“, образовательные учреждения свободны в выборе учебно-методического обеспечения — предоставляется несколько рекомендованных вариантов УМК. При этом каждый педагог вправе самостоятельно решать, какие задания из учебника давать детям.

В данной конкретной ситуации, перед выполнением задания дети читают стихотворение Елены Благининой „Письмо папе на фронт“, в котором идет речь о Великой Отечественной войне. Исходя из контекста, ученику предлагается представить, что его отец — солдат Великой Отечественной войны, находится на фронте, и он хочет написать отцу письмо. Выполнение этого задания предваряется кратким рассказом педагога о событиях эпохи, введением детей в тему. Учитель предлагает детям подумать о том, что чувствовали их сверстники в годы войны. Методическая служба петербургской Академии постдипломного педагогического образования рекомендует педагогам предлагать детям и альтернативные задания, предоставляя им возможность выбора.

Это задание может показаться ребенку грустным, точно так же его могут тронуть рассказы о Великой отечественной войне, о блокаде Ленинграда, о любых трагических событиях в истории нашей страны. Но дети должны знать историю России, включая ее героические и трагические страницы. Эти темы изучаются в школе для всестороннего интеллектуального и нравственного развития детей».

Что касается всестороннего нравственного и интеллектуального развития, то вот какова ценность подобных вирш? Все в том же учебнике, автор Маргарита Климанова:

Тяжело на фронте
Тяжело в тылу
Все равно Россию
не отдам врагу
В плен нас брал немцы
но не сдались мы
не сложили ружья
до конца войны
наконец с Победой
поздравляют нас
и большое счастье
снова видеть вас.

Если уж говорить с петербургскими детьми о войне, можно было бы вспомнить Анну Ахматову и ее стихотворение, написанное в 1942 году и посвященное памяти погибшего в блокаду соседского мальчика:

Постучись кулачком — я открою.

Я тебе открывала всегда.

Я теперь за высокой горою,

За пустыней, за ветром и зноем,

Но тебя не предам никогда…

Твоего я не слышала стона,

Хлеба ты у меня не просил.

Принеси же мне ветку клена

Или просто травинок зеленых,

Как ты прошлой весной приносил.

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студеной воды,

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

Но зачем детям высокая поэзия, когда можно обойтись квасным патриотизмом!

share
print