Истории

«Неделя перемен» для подростков

Целую неделю десятиклассники в рамках проекта «Неделя перемен» создают какой-то собственный проект вместе с кураторами — россиянами и немцами. Можно придумать спектакль «Форум-театра» — то есть разыграть на сцене ту или иную близкую подросткам проблемную ситуацию, можно заняться визуальными переменами — преобразить какой-то уголок школы или пришкольной территории.

Гете-институту в Петербурге исполнилось четверть века, а проекту «Арт-Лаб» фактически только три года. В 2015 году Гете-институт организовал в нашем городе конференцию «Культурное просвещение. Диалог России и Германии», потом представители Петербурга — педагоги и музейщики — поехали посмотреть, как в различных землях Германии работают культурные проекты в школах.

Затем вместе с немецкими «культурными агентами» — молодыми режиссерами и дизайнерами — сделали такие проекты в петербургских школах. А в 2017 году все прошло уже масштабно — в 10 городах Северо-Запада России в школах, которые предварительно участвовали в конкурсе, прошла «Неделя перемен».

Это значит, что целую неделю десятиклассники создают какой-то собственный проект вместе с кураторами — россиянами и немцами. Можно придумать спектакль «Форум-театра» — то есть разыграть на сцене ту или иную близкую подросткам проблемную ситуацию, можно заняться визуальными переменами — преобразить какой-то уголок школы или пришкольной территории. Причем проект самим придумать, все согласовать и сделать тоже самим.

45703857_294562401384910_2060945477234327552_n.jpg

Пресс-служба Гете-института

В 2018 году «Неделя перемен» преобразовалась в «Арт-Лаб», а предшествовала этому впервые проведенная в Гете-институте летняя школа, где педагоги и кураторы учились взаимодействовать. Осенью «Арт-Лаб» состоялся в выбранных по конкурсу шести школах пяти городов Северо-Запада — Петербурге, Вологде, Северодвинске, Заполярном, Олонце.

«Даже в очень хороших школах подростки поначалу говорят, что ничего сами в школе изменить не смогут, — рассказывает Юлия Поцелуева, одна из кураторов проекта „Арт-Лаб“, менеджер культурных проектов. — И подростков можно понять не только потому, что в школе действительно непросто что-то изменить, но и потому, что подросткам непривычно, сложно фактически впервые брать на себя ответственность, сделать взрослый шаг. Ведь надо предложить идею, согласовать ее, все просчитать и воплотить, причем в сжатые сроки».

Подросткам часто не хватает творческого импульса, чтобы «схватить идею». Тут помогает или театральный тренинг, или упражнения на танцевальную импровизацию. «Арт-Лаб» заточен и на это. В небольшом городе Олонце две школы, в одной из них проходил «Арт-Лаб». Дарья Кононец, менеджер культурных проектов, переводчик, сотрудница Гёте-института рассказала, что в школе все ребята рвались записываться в группы с немецкими или петербургскими кураторами — новыми для Олонца людьми, а вот в группу к местной молодой журналистке и урбанистке Дарье Дмитриевой — всего семь подростков.

45680366_2065745060113750_6968143860014776320_n.jpg

Потому что Дарью в Олонце и так все хорошо знают — она, отучившись в Петербурге, приехала обратно в родной город, создает успешные проекты, например, Ило-парк с велодорожками. Семеро ребят, записавшихся в группу «визуальных перемен» к Дарье сами сделали велопарковку на территории школы, причем это было действительно непросто. Например, надо было быстро найти «пять тонн отсева» — еще не песка, но уже не гравия, мелких камешков, которые надо было уложить под навес будущей велопарковки. Нашли, заказали, сделали.

А в лицее № 64 в Петербурге — новом, с большими пространствами, старшеклассникам захотелось сделать собственный уголок — разрисовать стену, реализовав собственные представления о прекрасном и интересном, не всегда совпадающие с учительскими.

«Потребности и интересы молодежи могут реализоваться лишь благодаря ее собственному ресурсу, который не купишь за деньги, — творческому потенциалу, — уверен Гюнтер Хазенкамп, директор Гёте-института в Петербурге. — Под этим подразумевается не только способность нарисовать картину или подобрать мелодию на музыкальном инструменте, но и способность творчески преодолевать жизненные препятствия и лучше ориентироваться в нестандартных ситуациях в профессиональной и общественной среде».

share
print