Истории

Пушкинский район ждет дороги и детские сады

Пушкинский район Санкт-Петербурга, до сих пор занимающий предпоследнее место по плотности населения, последнее время наращивает объемы планируемого жилищного строительства. Однако серьезное отставание темпов развития социальной и транспортной инфраструктуры в предшествующие годы порождает трудноразрешимые противоречия между интересами инвесторов и местных жителей.

Первые, понимая существующие проблемы, готовы снижать плотность застройки и брать на себя дополнительные социальные обязательства. Вторые не верят обещаниям и боятся повторить судьбу областных Кудрова и Мурина, названия которых уже давно стали нарицательными.

Прошедшие на минувшей неделе в Шушарах публичные слушания по проекту планировки территории 63,7 га вдоль Колпинского шоссе наглядно показали, что жителей уже существующих по соседству районов новой застройки — Детскосельского и Славянки — пугает даже не масштаб, а сама идея нового строительства.

Фоном, отчасти усилившим негативные ожидания, послужила информация о принятых во втором чтении поправках в Генплан города, в результате чего 256 га земель СПК «Племзавод «Детскосельский» были переведены в функциональную зону ЗЖД (зона среднеэтажной и многоэтажной многоквартирной жилой застройки). Ранее эти участки относились к зоне, планируемой к развитию за пределами расчетного срока действия Генплана. Иными словами, перспективы нового строительства на этих территориях стали значительно ближе. Хотя в текущих экономических реалиях, даже после разработки и утверждения проектов планировки, фактические сроки освоения этих территорий могут растянуться на несколько десятилетий.

И хочется, и колется

С учетом уже заявленных к реализации в Пушкинском районе проектов, которые, к слову, также рассчитаны не на один год, застройщики достаточно настороженно относятся к освоению новых локаций. Градостроительные ограничения в городе значительно жестче, чем в Ленинградской области, а слабость транспортной инфраструктуры, которая в том же Мурине и Кудрове хотя бы частично компенсируется близостью к конечным станциям метро, и дефицит социальных объектов отпугивают потенциальных покупателей. Все это предъявляет повышенные требования к экономике новых проектов и качеству проектных решений. Но даже при соблюдении этих условия, преодолеть фильтр общественного недовольства инвесторам оказывается нелегко.

В той же Славянке и Детскосельком исполнение застройщиками социальных обязательств по уже возведенным микрорайонам зачастую идет со значительным (до нескольких лет) опозданием и накопленный негативный опыт автоматически проецируется жителями на любое новое строительство на данной территории.

Меньше домов, больше зелени

Проект планировки территории, ограниченной Муромской улицей Колпинским шоссе и береговой линией реки Славянка, публичные слушания по которому прошли в прошлый четверг, по формальным признакам вполне отвечает представлениям о действительно качественной жилой застройке.

Как подчеркнул в своем выступлении представитель проектной организации, выступившей разработчиком ППТ, особенностью проекта является большая площадь рекреационных зон, которые объединены в единую сеть и формируют зеленый каркас территории, составляющий около трети от общей площади участка. Это парк в северо-восточной части участка, рекреационная зона вдоль реки Славянка, широкий бульвар вдоль улицы Центральная, а также озеленение, совмещенное с пешеходными и велосипедными дорожками по осям транспортных магистралей, которые замыкаются в кольцо, охватывающее весь микрорайон. Внутрирайонная улично-дорожная сеть также спроектирована с приличным запасом: это касается ширины улиц, тротуаров, наличия карманов для парковки и зеленых пешеходных зон. Собственно жилая застройка, согласно ППТ, будет представлена исключительно четырехэтажными домами с закрытыми благоустроенными дворами и рассчитана на 6 875 жителей.

Для сравнения сейчас на территории Славянки и Детскосельского проживает порядка 50 000 человек. Местных жителей больше всего беспокоит не качество планируемой застройки, а то, что даже такое увеличение численности населения еще более усугубит транспортные проблемы и дефицит социальной инфраструктуры.

Кто строит, тот и платит

Представитель заказчика проекта Сергей Румянцев подчеркнул, что застройщик обязуется возвести за свой счет объекты внутриквартальной улично-дорожной сети; инженерную инфраструктуру; два детских сада на 220 мест каждый; школу на 825 мест. А также безвозмездно передать городу земельный участок для строительства поликлиники на 340 посещений в смену. Это не только полностью закрывает все потребности нового микрорайона, но и предполагает определенный профицит. Совокупный объем инфраструктурных обязательств инвестора за весь период строительства превысит 4,5 млрд рублей.

Что касается существующих транспортных проблем, то сроки реализации проекта, по уверению проектировщика, синхронизированы со сроками реализации проектов по развитию транспортной инфраструктуры, Это, в частности, расширение Колпинского шоссе с двух существующих до четырех полос, реконструкция улицы Северской с подключением ее к путепроводу через СПАД. Кроме того, город планирует строительство линии легкорельсового трамвая от метро «Купчино», кольцо которой по предложению инвестора, решено перенести из центра Славянки за Колпинское шоссе — на участок, граничащий с территорией проектирования.

Кризис доверия

Противников строительства эти доводы не убеждают. Лидер движения «Гражданин Пушкин» Александр Беляев в своем выступление отметил, что у города «нет денег» и рассчитывать, что заявленные планы развития транспортной инфраструктуры будут исполнены в срок, не приходится. Кроме того они, по его мнению, не снимают всех существующих проблем.

Против социальной инфраструктуры жители по понятным причинам не возражают. Но с одной стороны считают, что инвестор должен построить ее до строительства жилых домов, а с другой -сомневаются, что доходность проекта позволит ему выполнить все взятые на себя обязательства.

Аргументы инвестора о том, что сроки строительства социалки определяются сроками поступления средств от продажи жилья и это как раз и позволяет сбалансировать экономику проекта и обеспечить его рентабельность, звучат разумно, но едва ли способны убедить скептиков. Помочь преодолеть существующий кризис доверия жителей по отношению к застройщикам может только положительный опыт реализации действительно качественных девелоперских проектов, что потребует серьезных усилий не только от инвестора, но и от городских властей в части исполнения соответствующих обязательств.

share
print