Истории

Кто мешает коммунальщикам убирать снег?

УФАС по Петербургу продолжает рассматривать дело о «снежном картеле». На втором заседании 20 марта 2019 года коммунальщики кроме обсуждения процедуры закупок рассказали, почему уборка улиц за счет бюджета не самый рентабельный бизнес.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Петербургу продолжает рассматривать дело в отношении СПб ГУДП «Центр», ОАО «Коломяжское», АО «Автопарк № 7 Спецтранс», СПб ГУДП «Путь», ОАО «Автодор СПб», ГУДСП «Курортное». По версии ФАС, компании могли создать картель.

Картель — это неформальное соглашение между несколькими компаниями, чтобы при участии в конкурсах на право заключения госконтрактов, поддержать минимальное снижение цены контракта или «отдать» тендер определенной фирме.

Заявителем по делу привлекли депутата Законодательного собрания из фракции «Партия роста” Максима Резника. Парламентарий обратился в УФАС, проанализировав закупки предприятий, нашел некоторые факты, указывающие на возможный сговор. На заседании Резника представлял Владимир Сухумов.

По словам Сухумова, компании вели себя по подозрительно одинаковому сценарию на аукционах: тендеры между собой разыгрывали всегда две компании, а снижении у обеих фирм было 0,5% от начальной цены.

Представитель УФАС поинтересовался, почему в таких случаях участники не пытались дальше сбивать цену. Ответ оказался простым: нет никакой рентабельности «падать ниже”.

На довод Антимонопольной службы об отсутствии конкуренции ответчики начали говорить абстрактно.

<…>
Представитель ФАС: Во всех аукционах компании не конкурируют, нет никакого снижения. Конкуренции нет.
Один из ответчиков: Если у меня площадка в центре, зачем я поеду в Пушкин?
Представитель ФАС: При чем тут Пушкин? Вы приняли решение, что будете участвовать в этом аукционе, но не побеждаете.
Один из ответчиков: А если он шел на работу и не дошел, дальше что?
Представитель ФАС: Кто не дошел на работу? Давайте ближе к делу.
<…>

В итоге представители ГУПов вновь стали говорить, что снижать начальную цену контракта на более 0,5% нерентабельно.

«Второй участник просто понимает, что, увидев ценовое предложение первого участника, снижаться дальше нерентабельно”, — рассказал один из ответчиков.

Обсуждение доходности прервали сотрудники ФАС. Комиссия попросила прокомментировать ответчиков тот факт, что в 2019 году на уборку улиц выделили больше денег.

В 2019 году на уборку улиц в Петербурге выделили 7,9 млрд рублей. Фактическая потребность оценивается в 12 млрд рублей, по словам главы комитета по благоустройству Владимира Рублевского.

Сотрудники ГУПов ответили, что вместе с увеличением финансирования с каждым годом растет число территорий, которые приходится убирать: вводят огромные жилые кварталы, новые дороги.

Представитель ГУДП «Путь», комментируя увеличение финансирования, рассказал, что в 2013 году сумма контракта на комплексную уборку составила 744 млн рублей с учетом НДС в 18%. К 2019 году цена контракта стала выше — 747 миллионов рублей, но вместе с ценой контракта подняли и НДС до 20%.

Другие ответчики пример ГУДП «Путь» встретили улыбками и покорными кивками головой. Кто-то даже посмеялся и ответил комиссии ФАС: «Не забывайте, что у нас еще и топливо выросло, прожиточный минимум вырос, материалы выросли и запчасти выросли. О чем уже говорить-то вообще?”

ГУДП «Коломяжское» тоже решило примером показать, что вместе с финансированием растет и объем работ.

«В Приморском районе передали Парашютную улицу. В Выборгском районе переданы огромные микрорайоны «Осиновая роща” и «Северная долина”, а финансирование практически не повысилось”, — сетовала сотрудница предприятия.

На вопрос ФАС, как заказчик рассчитывает сумму уборки на один квадратный метр, представитель ГУДП «Коломяжское” начала рассказывать о проблемах в работе предприятия.

По словам представителя компании, первые деньги за январскую уборку начали приходить только с 20 февраля. За январь и 20 дней февраля ГУП выплатил зарплаты на 54 млн рублей, приобрел на свои деньги топливо и противогололедные материалы.

«Два месяца мы трудились бесплатно. <…> Если найдутся еще какие-нибудь компании, которые смогут два месяца бесплатно работать, то милости просим”.

Представитель ГУПа пожаловалась и на другие расходы, «которые начинают компенсировать только через 2 месяца”: оформление за свой счет временных снегоплавильных пунктов, оплата работы эвакуатора, который убирает припаркованные машины.

Еще один ответчик — представитель ГУДП «Центр” - рассказала, что в 2019 году деньги на вывоз снега закончились в конце января. Для сравнения, в 2018 году они закончились через 2,5 месяца. В 2017 году предприятия вышли в ноль или небольшую прибыль, так как в тот сезон был зафиксирован исторический минимум выпавшего за зиму снега.

Сотрудница ГУПа словно отвечала на вопросы местных жителей о том, почему в городе оказалось недостаточное количество уборочной техники.

По ее словам, раньше ГУПы сами справлялись с уборкой, а в этом году пришлось привлечь дополнительную технику. Но, видимо, в покупке этой техники ГУП не увидел смысла: «Если мы купим столько самосвалов и привлечем народ, где гарантия, что в следующую зиму будет такой же снег?”

В конце слушания Сухумов задал вопрос, почему при таких проблемах и возможном убытке компании все равно участвуют в торгах. Один из ответчиков заявил, что участие в конкурсах — социальная ответственность перед городом и рабочими.

«Если участие в конкурсе приносит убыток, о какой социальной ответственности вы говорите?” — поинтересовался Сухумов. Этот вопрос представители ГУПов встретили насмешками и встречными вопросами к депутатам.

«Это уже к вам вопрос, это к депутатам. Бюджет кто принимал?” — говорили разом ответчики.

В целом заседание, посвященное рассмотрению дела о возможном картеле, местами превращалось в «жалобную книгу” представителей ГУПов, которые рассказывали о нерентабельности своего бизнеса.

share
print