Истории

«Сапсан» где-то рядом

Сегодня список жертв скоростного поезда «Сапсан» пополнила женщина, сбитая на подмосковном перегоне Сенеж-Подсолнечная. Жители населенных пунктов, рядом с которыми проложен путь «Сапсана», уже прозвали его «белой смертью». Между тем, такие же летающие поезда скоро будут носиться по всей стране. Вы готовы?

«Алешка всегда говорил: «Мама, я буду таким знаменитым, вот посмотришь!»» - сквозь слезы рассказывает Людмила Богданова. Он и вправду стал известен - о трагедии уже два месяца говорят и в Петербурге и в Москве. 17 апреля 15-летнего подростка сбил скоростной поезд «Сапсан» на станции Поповка (Красный Бор).

«В магазин бегу окольными тропами, в маршрутку специально не сажусь - там люди, а я уже устала от сочувствия», - говорит Людмила. Они с мужем Игорем собираются подать в суд на РЖД: «Денег нам не надо, мы хотим, чтобы люди больше не гибли». Богдановы надеются сделать пешеходный переход через железную дорогу безопасным.

Погибшие от «Сапсана»

Железнодорожники постоянно путаются, называя число погибших от «Сапсана». 10 июня президенту РЖД Владимиру Якунину озвучили цифру: 3 человека. Юлия Минеева, пресс-секретарь Октябрьской железной дороги уточнила – на самом деле шестеро (трое с нашей стороны пути и трое - с московской).

24 июня на перегоне Сенеж-Подсолнечная «Сапсан» сбил еще одну женщину, по неустановленной причине находившуюся на железнодорожных путях.

На питерском участке кроме Алеши погибла пара. Женщина застряла каблуком в рельсе, мужчина кинулся ей на помощь, но спасти не успел.

Сколько человек получили ранения, никто не считал. В одном случае жителя села Леонтьево откинуло в сугроб ударной волной поезда, мужчина остался жив. На следующий день он, желая отомстить, метнул в «Сапсан» куском льда и выбил стекло. Мстителя задержали и оштрафовали за хулиганство.

Особый русский путь

Алеша Богданов мог бы остаться в живых, если бы шел другой поезд. «Сапсан» развивает скорость до 250 километров в час, водителю запрещено останавливаться на маршруте, экстренного торможения у поезда нет. Машинисты объясняют: впереди состава образуется сильнейшая воздушная волна, поезд летит практически бесшумно.

Мальчика подхватило потоком воздуха и швырнуло в столб у платформы, после чего он упал на лестницу. Родители говорят - у сына практически не было лица.

Высокоскоростные поезда есть и в Европе, и в Японии. Но там для них построены отдельные пути, подальше от населенных пунктов. Такая мысль мелькала и в головах отечественных чиновников. Но в 2004 году в Минтрансе посчитали, что один километр высокоскоростного полотна будет стоить 150 миллионов рублей. Дороговато. Решили просто адаптировать старые рельсы под новые поезда и сэкономить деньги.

По данным РЖД, на реконструкцию участка от Москвы до Новгорода потратили 9,5 миллиардов рублей, строительство новой дороги обошлось бы в семь раз дороже.

В итоге поселки оказались разрезаны пополам высокоскоростными магистралями, а жизнь людей находится под постоянной угрозой.

Мужики перекрещиваются

С 30 июля два «Сапсана» из восьми, которые курсируют между Петербургом и Москвой, будут возить пассажиров до Нижнего Новгорода. Вдоль путей в Красном бору меры безопасности будут такими же, как и везде: ограждение, светофор на переходе и система оповещения («Подмосковные вечера» и «Слушай, Ленинград») - о прибытии скоростного поезда.

Очевидцы трагедии с Алешей Богдановым говорят, что 17 апреля оповещение и светофор на станции были выключены, весь день люди ходили через пути наудачу. «У нас есть 20 свидетелей, готовых подтвердить это в суде», - говорит Людмила Богданова.

Светлана Песковская из транспортной милиции утверждает, что мальчик переходил железную дорогу в неположенном месте. Как бы там ни было, по словам Александра Пасько, замначальника управления железнодорожного надзора, имеющихся мер безопасности недостаточно. «А если попадет корова, это чревато крушением поезда», - говорит Александр.

Сейчас чиновники готовят акт по регулированию скоростного движения поездов. Там прописано, что пути, где ходит «Сапсан», должны быть ограждены сплошным забором, построены надземные пешеходные переходы и мосты. «Никаких автомобильных переездов через рельсы быть не должно», - уверен Пасько.

Пока этого нет, «Сапсаны» должны снижать скорость движения в населенных пунктах до 180 километров в час.

Между Петербургом и Москвой построят 16 надземных тоннелей, но когда – не говорят. Вопрос упирается в деньги.

Расслабились

Пока на станции Поповка все по-прежнему. После гибели Алеши на время появилась дополнительная охрана. В школе с детьми провели классные часы, объясняли, что высокоскоростной поезд не снижает скорость и не останавливается, даже если сбил человека.

Спустя два месяца после похорон мальчика – 20 июня – корреспондент «МР» не нашла никакой охраны у перехода. Если светофор сломается, то единственным предупреждением о том, что «Сапсан» всегда рядом, будет венок Алеше Богданову на ограде.

Жители объявили войну поезду

С запуском «Сапсана» жители небольших поселков Тверской, Московской и Ленинградской областей буквально объявили войну поезду. По словам Светланы Песковской, пресс-секретаря УВД на транспорте, с декабря по март поезд атаковали девять раз, со стороны Петербурга дважды. А 10 июня Якунину сообщили уже о 40 нападениях за полгода. Самый известный случай - стрельба из винтовки на станции Фарфоровская.

За сутки с 17 по 18 апреля, после гибели Алеши Богданова, поезд атаковали трижды на перегонах Дорошиха-Лихославль, Тверь – Редькино, Лихославль Калашниково: кидали камни, помидоры, выставляли на рельсы кирпичи.

Светлана Песковская говорит о том, что Московская часть Октябрьской железной дороги – опаснее, на петербургской стороне ситуация лучше. Но и здесь напряжение растет. «У нас все ненавидят этот поезд, называют его «Белая смерть», - говорит Людмила Богданова.

В Москве противники Сапсана объединились в инициативную группу. «Тысячи человек сидят в электричках в ожидании, когда пройдет «Сапсан», расписание все время меняют, рейсы снимают. Мы будем выходить на митинги и требовать, чтобы поезда ходили как раньше», - говорит Алеся Лонская, представитель инициативной группы.

Один митинг противники Сапсана уже провели 7 июня, после чего написали петиции в правительство Москвы и области, ФАС и РЖД.

Большие планы

С 30 июля два «Сапсана» из восьми, которые курсируют между Петербургом и Москвой, будут возить пассажиров до Нижнего Новгорода. Это займет восемь часов вместо шестнадцати. С декабря новый скоростной поезд Alegro отправится из Петербурга до Хельсинки, позднее планируют пустить «Сапсаны» в Омск, Сочи, Новосибирск и Курск.

Фокус со статистикой

20 июня на заседании Балтийского пресс-клуба Владимир Якунин сообщил, что в год на железной дороге гибнет 140 человек, а количество погибших от Сапсана – 5 (железнодорожники путаются в этой цифре – называя от 3 до 7). Однако Якунин не уточнил, что Сапсанов всего 8 штук, а остальных поездов - в сто раз больше.

share
print