Истории

17-летний Иван Соколов создал «губку» из крахмала, полезную в медицине

Его изобретением уже заинтересовались специалисты Роспатента и даже потенциальные инвесторы.

17-летний Иван Соколов, 11-классник Ломоносовской гимназии №73 в свободное от уроков время ведет переговоры с патентным бюро и потенциальными инвесторами.

СЧАСТЛИВЧИК. Слава свалилась на Ивана после участия в международном глобальном форуме «Будущее мира», который проходил в Петербурге 15-17 ноября. На нем талантливая молодежь от 15 до 30 лет из России, Франции, Германии, Польши и других стран делилась своими научными разработками, техническими изобретениями и социальными проектами, которые в перспективе могут стать интересными бизнес-идеями.

Иван выступил с докладом о материале на основе крахмала. Сфера его использования – от медицины до пищевой промышленности.

Сначала научная разработка Ивана занял 1 место на конференции «Наследники Ломоносова», затем - 1 место в петербургской научно-практической конференции «Будущее сильной России - в высоких технологиях» в апреле этого года в секции «медицина».

На подходе приказ о вручении ему президентской премии. Но главное случилось на форуме - изобретением заинтересовались представители Роспатента и даже потенциальные инвесторы.

ИДЕАЛЬНЫЙ КРАХМАЛ. Началось все с обычного урока химии. Кстати, химия для него – такое же увлечение, как спорт, гитара и танцы. Ивану, как и всем ученикам, надо было сдать научно-исследовательскую работу. И под руководством учителя химии Натальи Гридневой он начал изучать химическое строение и свойства крахмала. В течение года сначала на кухне дома, а потом в лаборатории на базе университета им. Павлова он проводил исследования.

«Я перепробовал много марок и видов крахмала, - рассказывает Иван. – Наконец, нашел идеальный вариант. Потом в результате химических превращений получил материал, похожий на губку, биосовместимый с тканями организма».

«Секрет» чудо-рецепта Иван не раскрыл ни нам, ни на форуме – идею надо запатентовать. Названия у материала пока нет – Ваня и не думал, что случится такой успех.

ПРИМЕНЕНИЕ. Схема использования «губки» проста. Она является матрицей для хранения лекарственных или биологически активных веществ. В «губку» вводится любая лекарственная композиция, например, антибактериальная. Этот комочек, как вата, вкладывается внутрь ранки, сама губка рассасывается, а лекарство дозировано поступает в организм и делает свое дело. В случае с ожогом материал накладывается на кожу, а потом снимается, как перевязочный материал.

Применять метод можно в стоматологии, хирургии, даже косметологии – например, ввести в губку биоактивные вещества вместо лекарства. Более того – материал может стать конфеткой в прямом смысле этого слова, просто нужно добавить сироп или шоколад, ведь сам он безвкусный.

Главное, что материал – природный, в нем нет ни капли «химии», все натуральное, не токсичное, абсолютно безопасное и не аллергенное. Грубо говоря, это мороженая картошка.

«Даже продукты распада этого материала полезны – это глюкоза, которая является энергетическим компонентом для восстановления поврежденных тканей. Просто идеальный вариант», - говорит Светлана Полькина, кандидат химических наук, доцент кафедры химии медуниверситета им. Павлова, которая помогала Ивану с экспериментами

ПЕРСПЕКТИВЫ. По ее словам, теоретически перспективы у материала – огромны. На практике вопрос упирается лишь в финансирование. Будет инвестор – производство можно наладить даже на маленьком «свечном» заводике - всего-то и нужен холодильник и нагревательный прибор (крахмал сначала варят, вводят лекарственный раствор, а в момент получения сразу замораживают).

Конечно, чтобы использовать материал в хирургии, нужны более серьезные исследования, медицинская экспертиза. Пока эксперименты шли только на мышах.

Иван готов к дальнейшей работе. Например, по частичному обезвоживанию материала. Сейчас губка достаточно влажная, поэтому хранится в холодильнике, а нужна консистенция поролона, чтобы запечатывать его в пластиковые пакетики и хранить несколько лет и без холода.

МЕЧТА. Иван хочет стать либо кардиохирургом, либо пластическим хирургом (два поколения в его семье – врачи). Светлана Полькина говорит, что природа на нем не отдохнула. «Такие редко встречаются – я как преподаватель говорю. Он трудолюбивый, у него хорошая голова, есть упорство, тщеславие в хорошем смысле, потому что он хочет быть лучше, прилагает к этому усилия, очень старается», - отзывается о своем подопечном она.

Сам Иван говорит о себе так: «Если я цель поставил – добьюсь». Сейчас это для него - патент и поступление в ВУЗ. На вопрос о мечте отвечает: «Состояться в жизни как врач».

ЗОЛОТАЯ ТЫСЯЧА
Шесть учеников Ломоносовской гимназии, как Иван Соколов, вошли в международный рейтинговый список «Золотая тысяча мира» и выступили со своими проектами на глобальном форуме.

  • Евгений Глезеров (9 класс) с идеей переработки для вторичного использования пластика, бумаги, полиэтилена и других продуктов.
  • Артем Ковалев (11 класс) с идеей создания универсальной пневматической системы автоматики, подходящей для различных образцов стрелкового вооружения.
  • Никита Лебедев (11 класс) с идеей развития сельского хозяйства на территории Подпорожского района для сохранения народности вепсы.
  • Артем Москалев (11 класс) с работой над прибором, который представляет собой оптический спектральный прибор нового типа.
  • Иван Понятишин (11 класс) с идеей формирования у юношей допризывного возраста положительных правовых убеждений и установок в отношении к воинской обязанности.
  • Андрей Улитин (11 класс) с идеей совершенствования медицинского обслуживания на территории РФ.

Елена Смирнова, методист гимназии, считает, что залог успеха учеников заключается в любви к наукам и жажде исследований.

«Это становится их образом жизни в гимназии, ученики на протяжении нескольких лет обучения пишут исследовательские работы, к выпуску у них создаётся целое портфолио исследований. В гимназии работает Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО), цель которого приобщение к основам исследовательской и проектным деятельностям. Сама образовательная среда, желание и умение учиться ведет к поиску и реализации идей», - говорит она.
 

share
print