Истории

Рейтинг: какие районы Петербурга самые благоустроенные

«Мой район» составил рейтинг благоустроенности петербургских районов. Получилось, что своим местом обитания недовольны почти все, но по разным причинам. И виноваты в некомфортном житье-бытье вовсе не дворники, не местные власти и даже не сами жители.

Чем полезны гопники

Виноваты градостроители и законотворцы. Первые неправильно планируют квартальную застройку, вторые не могут четко распределить обязанности: кто и за чем должен следить.

- Причина некомфортного проживания в использованных градостроительных приемах, - заявил директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. – Если градостроители проектировали с умом, значит, в квартале будут стоять дома разных годов постройки, будут функциональные объекты: те же магазины и поликлиники, и обязательно – социальный якорь. Это такой социальный объект, который имеет значение для всего города или хотя бы района. Церковь, или музей, или медицинский центр. Тогда он вытянет за собой весь квартал. Не могут же быть загажены подходы к музеям – за ними сразу станут следить.

По словам Карпова, социальным объектом может быть даже приют для бомжей. А те горожане, которые желают жить обособленно: чтобы по их улице, а тем более по двору не ходили асоциальные личности, просто не понимают своего счастья.

Идеальное жилье – внутри двора, причем это может быть даже запирающийся двор, с четко обозначенными границами. Но дальше должен быть выход на улицу – обыкновенную, не элитную, по которой ходят самые обычные граждане и жизнь бьет ключом. Даже бабушки-сплетницы, даже гопники играют тут положительную роль, говорит Карпов. Они социальные сторожа. Трудно поверить, но в своем дворе даже алкаши стараются не гадить, а подростки – не обирать малышню. Значит, пока улицу «держит» своя шантрапа, чужой можно не бояться. А потом подростки подрастут и поумнеют.

- Среди моих знакомых есть люди, которые совершили страшную ошибку: продали квартиру, купили таун-хауз в пригороде и думали, что убежали от городского зла и опасностей. А билет-то оказался в один конец. Через несколько лет, когда подросла дочка, выяснилось, что сосед – педофил. Уехать оттуда они не могут, дом продать гораздо сложнее, чем квартиру. А жить все сложнее и сложнее. Случись что – милиция приедет не скоро.

С этой точки зрения, наиболее комфортно выстроены кварталы в центральных районах, несмотря на дворы-колодцы, и там, где сталинки. А кварталы, построенные при Хрущеве и Брежневе – с широкими, но грязными дворами, где непонятно где закончился один двор и начался следующий, – просто обречены на неухоженное состояние.

Павел Никонов, директор Бюро межевания городских территорий, тоже одобрил районы в центре, но совсем по другой причине.

- Там дворы заасфальтированные, - сказал он. – Территория сухая. Будь моя воля, издал бы закон, который штрафовал бы районные власти, если на их территории оказывается квадратный метр голой земли – без травы или асфальта. Земля – это грязь и пыль.

Вторая законодательная идея архитектора Никонова – учредить орган, который следил бы за состоянием деревьев, и штрафовать его за каждое засохшее дерево, которое можно было бы спасти. Потому что деревья в городах – это зеленое золото. В Европе они охраняются очень тщательно. В городах, выстроенных на каменистых почвах, в них выдалбливают специальные ванночки, заполняют землей, сажают дерево, а когда оно разрастется, его аккуратно подрезают, а не отсекают разом всю макушку. Обидно, что у нас тоже умеют цивильно стричь деревья, например, недавно стригли их на Гороховой, 40, и получилось очень красиво, так что дерево по-прежнему похоже на дерево, а не на гигантскую рогатку. Просто в спальных районах это якобы никому не нужно.

Показуха вместо комфорта

Зато опрос простых граждан показал совершенно разнокалиберные результаты. Жители Центрального района хвалили свои кварталы за большое число культурных заведений, чисто убранные улицы, дворы с подсветкой. Но ситуацию с магазинами оценивали так: беспредел. Если у вас нет машины, чтоб ездить в супермаркеты, то выбор питания будет очень невелик. Потому что на весь квартал – один продуктовый магазин, совсем крошечный, который торгует одними консервами. Когда-то магазины шаговой доступности распределялись в районах по четкому плану с учетом заселенности квартала. Двадцать лет назад решили, что все еще более эффективно распределит рынок. Конечно, продуктовые магазины не приносят большой прибыли, поэтому в центре они стали закрываться.

- А что удивительного? – говорит Никонов. – На 7-й линии Васильевского острова, которая теперь зовется Андреевским бульваром, было два продуктовых магазина. Потом там сделали пешеходную зону, все стало красиво, стильно, дорого, и вместо продуктовых магазинов открылись несколько обувных. Никто не подумал про местных жителей: где им покупать продукты. Можно открыть новый магазин где-нибудь на первом этаже жилого дома, так жильцы взбунтуются. Благоустройство не всегда несет в себе комфорт и удобство. Я бы вообще сказал, что у нас вместо него показуха. Какое-то мощение камнем вместо асфальта, какое-то облагораживание отдельно взятых дворов. Ведь благоустройство затевается для того, чтобы людям было удобно ходить по этим улицам, а что такого удобного в мощеной поверхности? На каблуках и с сумкой на колесиках – ходить очень неприятно. Гранитные плиты, которыми мостят наши набережные, не менее опасны, потому что грунт снизу подмывает, плиты вспучиваются. Я когда смотрю на идущих женщин, всегда боюсь, что она зацепится за один восставший угол, упадет и ударится головой о другой острый угол. Кстати, на Невском на тротуаре тоже плиты, их тоже подмывает, например, на углу с Конюшенной. А если плиты крепятся намертво, а под ними вдруг прорвет трубу, то трещины пойдут не по граниту, а разрушат цоколь ближайшего здания. На моих глазах такая история случилась с Вагановским училищем. А был бы там асфальт – его размыло бы, и все. К тому же гранит зимой становится невероятно скользким. Но все это пустяки по сравнению с тем, какие дорожки во дворах спальных районов. Я еще студентом был, когда мы узнали об уникальном западном опыте: мостить тропы. То есть люди срезают дорогу через газон, и там, где образовалась тропка, надо выложить все маленькими бетонными плиточками. Двадцать лет прошло, у нас нигде до сих пор не сделали ни одной такой тропинки.

Редакция «Моего района» разместила в социальных сетях опрос: оцените по пятибалльной системе, как у вас в районе:

чистят улицы, тротуары, дворы, 
как ухаживают за деревьями и газонами
как успешно избавляются от машин-подснежников
много ли в районе скамеек, хорошо ли выглядят остановки транспорта
состояние детских площадок
состояние детских и спортивных площадок, велодорожек, роллердромов
чистые ли фасады домов
хорошо ли расположены магазины шаговой доступности
хорошо ли организован детский досуг
хорошо ли светят фонари
есть ли места для выгула собак

Центральный район стал лидером: у него средний балл составил 4,1. Почти все опрошенные жители Центрального района поставили пятерки за уборку «подснежников», чистку улиц, освещение и состояние автобусных остановок. Оценку снизило отсутствие продуктовых магазинов и собачьих площадок, присутствие граффити.

Петроградский район набрал гораздо меньше очков – 3,5. Обидно, потому что именно в этом районе появилась первая паркурная площадка, первые автоматы для выдачи собачьих пакетов и совков.

В целом рейтинг получился таким:

Адмиралтейский район – 3,4

Василеостровский – 3,8

Выборгский – 3,6

Калининский – 3,5

Кировский – 3,3

Красногвардейский – 3,5

Красносельский – 3,3

Невский – 3,2

Московский – 3,9

Петроградский – 3,5

Приморский – 3,6

Фрунзенский – 3,5

Центральный – 4,1

А вообще – рейтинговать лучше всего отдельные кварталы. Потому что внутри одного района могут быть и элитные кварталы, и промзона. 

share
print