Истории

В каких петербургских реках больше всего мусора

В воскресенье в Петербурге закончился ледокольный сезон очистки рек. Начиная с понедельника по рекам пойдут катера для сбора отходов. Питерские реки благодаря наплавному мусору – самое четкое доказательство, что наш город – не культурная и не столица. «Мой район» составил список самых грязных водных участков в Петербурге, а заодно выяснил, что в появлении гадюшников виноваты не только люди, но и растения, погода, течения и градостроительные особенности.

 

Что такое экстремальная очистка льда, в понедельник могли наблюдать жители Коломны. На их глазах некий дворник собирал пустые бутылки сначала на берегу, потом полез на льдину, где было полно мусора, а она откололась. Очевидцы, сделавшие фотографии, уверяли, что охотник за мусором дрейфовал по каналу не меньше километра, пока льдина не пристала к берегу. Но когда журналисты попытались найти отважного уборщика, выяснилось, что за чистоту рек отвечает «Ленводхоз», потому что все петербургские реки – федеральные, а не муниципальные объекты. Соответственно, муниципальных служащих – дворников – никто не может послать убирать грязь со льда. Скорее всего, мужчина собирал бутылки ради удовольствия.

«Ленводхоз» очищает воду с помощью сетей, сачков, заградительных бонов, багров, но его сотрудники на лед не выходят. Багры нужны, чтобы вытаскивать особо крупный груз: кресла, дырявые диваны, шкафы, холодильники. Если вы думаете, что сейчас такие вещи не выбрасывают, то ошибаетесь. Хотя пик, конечно, пришелся на 90-е.

  • главная.JPG

    С.Николаев

  • DSC_8015.JPG

    С.Николаев

  • DSC_8032.JPG

    С.Николаев

  • DSC_8044.JPG

    С.Николаев

  • DSC_8056.JPG

    С.Николаев

«Если посмотреть, что по весне плавает в наших реках, можно подумать, что мы живем в Италии, где есть добрая традиция выкидывать хлам из окон, - заметила пресс-секретарь Комитета по природопользованию Елена Малышева. – Холодильник «Розенлев» - довольно дорогая вещь, но и его кто-то не пожалел. А шкафы попадают в реки очень просто: в них сплавляются. Причем не только подростки, но взрослые. Доплывают до нужного места благополучно, а «плавстредство» бросают.

Речных ледоколов в Петербурге два, а уборочных катеров – шесть. Но и они с объемом работ не очень-то справляются. «Если бы мы не работали, вы  бы уже ходили по каналам, как по земле, - отметил глава «Ленводхоза» Борис Романов. – Да, есть такие места, которые сколько ни чисти, они будут стремительно засоряться. Чаще всего скопления мусора обнаруживаются в примостовых карманах и там, где река делает изгиб. Но мы все равно убираем их почти каждый день, а в дни государственных праздников – дважды в день». В общем, или «Ленводхоз» хитрит, или петербуржцы и гости города – еще большие свиньи, чем можно представить. 

Самое грязное русло – у канала Грибоедова. Причины понятны – почти стоячая вода, обилие пьяных гуляк и главное – изломанная линия русла. Рекордсмен по количеству мусора – Демидов мост, то есть пространство под ним. Корреспондент «Моего района» провел простой эксперимент: купил в павильоне на Сенной площади банку лимонада объемом 0,33 и выпил ее на ходу, замерив время. Так вот, если очертить вокруг Сенной круг радиусом 200 метров (потому что такую банку обычный человек выпивает на ходу за 2 минуты), на его границе получатся самые грязные точки Адмиралтейского района: Демидов мост, Кокушкин мост и несколько переулков, где грязь не так бросается в глаза. Именно здесь выбрасывают эти банки.

В общем, каналу Грибоедова не повезло. После Кокушкина моста начинается резкий излом близ Подъяческих, где вода может застаиваться месяцами, так что мусор никуда не девается. Еще один рекордно загрязненный участок – возле Казанского собора. Там вроде бы есть течение, но гуляющих туристов еще больше. Плюс студенты из ФИНЭКа и Герцена.

В канале Грибоедова обычно плавают бутылки и банки, а в Неве, на берегах которой сильное течение, – шляпы. Кроме того, в каждой реке попадаются обувь и кошельки. Пустые, говорят чистильщики, потому что сюда их выбрасывают карманники.

На Мойке рекордсменкой по количеству грязи когда-то была территория возле Певческого моста,  рассказали в «Ленводхозе». Потому что здесь был «пропускной пункт» на Дворцовую во время концертов, а с бутылками за ограду не пускали. Ребятня спешно опустошала емкости и бросала их в воду. Сейчас все оставляют на асфальте. Мойка относительно чистая: она проточная и, хоть и в центре, но не рядом с метро. Меньше ларьков, меньше транзитных пешеходов. Так что второе место по загрязненности занимает Черная речка. Потом - Обводный канал, особенно возле Лавры. А вот протекающая прямо по территории Лавры река Монастырка - относительно чистая. 

Потом идут Карповка и Красненькая. Весной ее дно – это сплошная масса из старых покрышек, потому что по берегам речки расположены автотранспортные предприятия. Шины собирают, но появляются новые. Мелкий мусор появляется благодаря посетителям Красненького кладбища, которые сбрасывают в воды все, что лень унести: яичную скорлупу, огрызки. На шестом месте – Екатерингофка. Не из-за посетителей Екатерингофского парка, а из-за того, что в нее приплывает все, что сбросили в Обводный. На седьмом – Лиговский канал. Охта чистая, потому что на ней плотина.

- Каждую неделю, - отметили в «Ленводхозе», - мы поднимаем из воды по 20 кубометров мусора. Реки в центре убираются по городской программе, а в спальных районах – по заказам местной администрации. Их чистят реже: раз в неделю или раз в месяц. Волонтеров к уборке мы привлекаем, когда надо убрать берег, а не акваторию.

Экологи из объединения «Зеленый крест» заявили, что корень проблемы в отсутствии урн. Если бы их было столько, сколько в Европе, люди не бросали бы мусор в воду. «Мой район» передал это пожелание муниципальным депутатам и получил резкий отпор:

- Урны? А вы не видели, как в воде плавают мусорные мешки? Те самые, которые были заправлены в эти ваши урны, а потом дворники их оттуда достали, чтобы кинуть в мусоровоз, а он не приехал. Они подождали, плюнули и сбросили мусор в Карповку. Не в своем городе не жалко…

Летом мусора в петербургских речках традиционно больше. И чем жарче лето, тем больше хлама. Потому что если вода прогревается до дна или хотя бы на глубину 2,7 метра, начинается бурный рост рдеста и прочих водных растений. Рдест – это такие зеленые метелочки, в которых очень легко застревают бумага, тряпки, жестяные банки. Так что их даже течением унести не может. «Выход вроде бы очевиден, - говорит Елена Малышева, – углублять дно. Но возле моста, где пресловутые примостовые карманы с застаивающейся водой, углублять дно нельзя, там коммуникации. Возле Невы и залива тоже нельзя, там рыба заходит на нерест, а она этим планктоном питается. В общем, этим летом воду будут чистить как обычно. Если вам кажется, что ваша речка слишком грязная, обратитесь в райадминистрацию, пусть пришлют заявку в «Ленводхоз».

Председатель Северо-Западного "Зеленого креста" Юрий Шевчук заявил, что "Ленводхоз", как и любой ГУП, справляется с работой посредственно, потому что для него главное - отчитаться перед администрацией, а не перед гражданами. Возможно, ситуация выглядела б иначе, если бы очисткой рек ведали муниципальные депутаты. 

share
print