Истории

Ленинградская область после Сердюкова: 3 сценария развития

Пятнадцать глав регионов сменились в России в текущем году, в том числе, в Ленинградской области. В наследство новые губернаторы получают проблемы, решение которых едва возможно без системных реформ вплоть до создания новой структуры власти и интеграции регионов. Что ждет крепкого регионального середняка, который уже десять лет не демонстрирует скачков в развитии, – бывшую вотчину Валерия Сердюкова, «Моему району» ответили эксперты.

Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков 10 мая ушел в отставку по собственному желанию, об этом он сообщил в своем микроблоге. Ранее Сердюков заявлял, что отработает срок до конца полномочий, которые истекают после первого июня. Следующим губернатором должен стать Александр Дрозденко, голосование по его кандидатуре в Законодательном собрании Ленинградской области состоится 12 мая.

  • 93260_0_640x427.jpg

    фото: trend

  • 109247_0_640x427.jpg

    фото: trend

  • 93262_0_423x640.jpg

    фото: trend

  • 109226_0_640x427.jpg

    фото: trend

  • 109244_0_640x427.jpg

    фото: trend



  • IMG_8606__580_kit.JPG

    Фото: Роман Киташов

  • IMG_8720-__580_kit.jpg

    Фото: Роман Киташов

  • serdukov_260209_580_kit.jpg

    Фото: Роман Киташов

  • Serdukov_valery_580x.jpg

    Фото: МР

  • q1.jpeg

    Фото: Сайт правительства

  • q2.jpeg

    Фото: Сайт правительства

  • q3.jpeg

    Фото: Сайт правительства

  • q4.jpeg

    Фото: Сайт правительства



Сценарий № 1. Интеграция или объединение с Петербургом

Простейший путь развития: контролируется центром, частично опробован в Москве. При всех отличиях Петербурга и Ленинградской области, граница между ними не более чем административная формальность. Лишь соответствующий знак на трассе указывает, что Шушары – это уже Петербург. В силу именно административных причин говорить о возможном объединении рано, но уже сейчас можно выбрать точки соприкосновения, которые позволят регионам существовать в рамках агломерации – пространства с интенсивными внутренними экономическими и культурными связями.

Одной из точек соприкосновения может стать совместное строительство Петербургом и Ленинградской областью инфраструктурных объектов. «Между регионами не полностью развит потенциал маятниковой миграции, когда жители области посещают Петербург с культурными и образовательными целями, а городские жители едут в Ленинградскую область для отдыха, – отмечает директор «Высшей школы экономики» в Петербурге Александр Ходачек, – также не раскрыт потенциал совместного использования водных бассейнов и утилизации мусора».

Учитывая темпы развития транспортных коммуникаций, в ближайшем будущем жители Ленинградской области смогут ежедневно после работы добираться в центр города на метро или скоростном легком транспорте, посещать театры и клубы, а петербуржцы в это время – наслаждаются закатом где-нибудь в Сосновом Бору. Но все это невозможно без создания общей экономической программы, которая бы учитывала распределение функций между субъектами.

«Комиссии по взаимодействию между Петербургом и областью, например, по транспорту, действовали в правительстве Сердюкова, – говорит профессор «Высшей школы экономики» Леонид Лимонов, – Но чиновники привыкли отчитываться по собственным достижениям, сотрудничество воспринимается ими как победа соседа». Лимонов замечает, что на Западе решение об агломерации принимается горизонтально, когда регионы осознают необходимость в этом, у нас же «все ждут указки сверху».

Появление новой экономической программы позволит прощупать подводные камни возможного объединения: удаленные районы Ленинградской области могут стать в двойне депрессивными. «От слияния двух субъектов, скорее всего, выиграют районы, примыкающие к Санкт-Петербургу, а также районы с высоким экономическим потенциалом, – считает Александр Ходачек, – это Кудрово и Гатчина (потенциальные города-спутники), Кириши (центр нефтехимической промышленности) и Усть-Луга (прибрежная территория, где развивается порт)». Среди районов, которые проиграют в случае объединения, Ходачек выделяет Подпорожье, Пикалево, Лодейное Поле, Бокситогорск, Тихвин и Кингисепп.

Сценарий № 2. Привлечение инвесторов с помощью налоговых льгот

Достижение Сердюкова и одна из причин его политической выживаемости – ленинградское экономическое чудо, состоявшееся в начале двухтысячных годов, когда при помощи налоговых льгот Ленинградской области удалось привлечь фирмы с крупными инвестиционными проектами. В результате прирост показателей по основным отраслям промышленности обогнал петербургские и средние по России в несколько раз. «Федеральная власть эти льготы не подтвердила, поскольку регион был убыточным, но процесс уже шел полным ходом, – вспоминает Леонид Лимонов. – Сегодня такие вещи регулируются на федеральном уровне, самостоятельная налоговая политика невозможна».

Плюсы от низкой налоговой ставки для инвесторов неочевидны для федерального центра, но для Петербурга – это вопрос освобождения от промышленности. Петербург – едва не единственный европейский миллионник, в центре которого – действующие фабрики и заводы. Перенос промышленности в Ленинградскую область позволил бы переоборудовать промышленные объекты под жилые и творческие пространства, что с успехом удалось сделать в Нью-Йорке. Для Ленинградской области – это новые рабочие места.

Сценарий № 3. Стабильное продолжение политики Сердюкова

В отличие от других регионов, сменивших губернатора в текущем году, у Ленинградской области будет стабильный фундамент для развития. Попытки форсировать развитие были невозможны при консервативном хозяйственнике Сердюкове, поэтому задача нового губернатора – развить потенциал, который в области не использовался. Одним из таких потенциалов может быть информационная политика.

«Минус Сердюкова – негативный флер, который сложился у Ленинградской области в средствах массовой информации, – отмечает Александр Ходачек, – задача нового губернатора этот флер снять». На это был направлен выход в Интернет губернатора на исходе правления. Возможно, новый образ Ленинградской области поможет привлечь туристов и инвесторов без интеграции с Петербургом. По меньшей мере, она избавится от образа большого депрессивного Пикалево.
 

share
print