Истории

Какой вкус и оттенок у единоросса?

Новое правительство России провело свое первое заседание. Дмитрий Медведев потребовал у министров «как можно быстрее приступить к выполнению возложенных на него задач». Загадкой по-прежнему остается Министерство культуры – зачем туда назначили Владимира Мединского и какие срочные задачи он будет выполнять? «Мой район» попросил у писателя Захара Прилепина поделиться впечатлениями от назначения в профильном для него министерстве.

- Как вам новый министр культуры?

 - Как министра его не знаю. Мединский мог бы быть вполне достойным человеком. Я читал его книги – с чем-то согласен, но единоросская порода так и чувствуется за пределами текста. Вроде все правильно, но такое ощущение, что всему хорошему в стране мы обязаны «Единой России». Все, к чему прикасается единоросс, приобретает странный вкус и оттенок. Хотя, возможно, управленец он неплохой. Работа Министерства культуры на мне никак не сказывается. О ней слышно, только если идет разрушение памятников архитектуры, привозятся произведения искусства. Лоббирование отечественной литературы и кино проходит совершенно негодно, с таким непрофессионализмом! Но министр культуры не может нести ответственность за все. Даже если они там перестанут пилить и разворовывать, им не хватит бюджета на нормальную работу. Даже самым честным. Советская система культуры – это огромные проекты с мессианским контекстом. Наша мессианство дутое, такая же культура. И министр культуры подобающий.

- А кто мог бы занять эту должность? Эдуард Лимонов?

 - Эдуард Лимонов не мог бы. Ему, во-первых, самому это не нужно. Он не в том возрасте, чтобы заниматься культурой, и чужой культурой. Это совершенно не его сфера интересов. Он профессиональный политик. У нас много литераторов и кинорежиссеров, которые могли бы взять на себя управленческую работу. Навскидку: Алексей Варламов, автор прозы замечательной, которая посвящена Булгакову, Распутину. Редактор «Литературной учебы», преподаватель в литинституте. Он честный, правильный, умный человек. Капитолина Кокшенева могла бы вполне взять эту работу на себя. Не просто критик литературный, но и человек самых широких взглядов. Петербуржец Паша Курсанов мог бы возглавить Министерство культуры, отличный писатель, умный человек. Много таких деятелей, кто не будет гнаться за распилами.  

- Нужно ли вообще государственное управление кино, театрам, литературе?

 - Существование страны и восприятие этой страны – вопрос не только культурный, но и политический. Крупнейшие мировые премии, «Оскар», «Золотой глобус», Нобелевская премия, – структуры, связанные с политическим влиянием. С огромной разновекторной государственной работой, в том числе с лоббированием, в том числе с прямым лоббированием, а еще чаще – с опосредованным лоббированием. И эта деятельность проводится государствами, которые озабочены поднятием собственного статуса, продвижением собственного языка, развитием и продвижением собственной культуры. У нас этой работы ведется все меньше и меньше. Кафедры изучения русского языка закрываются в Китае, Польше, Италии. Были десятки стран, где знали, кто мы такие, читали наши книги и смотрели кино. Сейчас это «неэффективно» и «нерентабельно». Они не способны мыслить чуть более глубокими и более протяженными категориями, десятилетиями и столетиями. Они не способны закладывать фундамент и занимаются совершенно другими вещами. У них сугубо материальное представление. Нужны люди с представлением о России как о гигантской державе с гигантским прошлым и таким же огромным будущим.

- Как вам нынешняя протестная активность? «Оккупация» – это тусовка или нечто серьезное?

 - Исторический шанс был потерян десятого декабря, когда власть была дезориентирована и у оппозиции был огромный шанс на победу. Этот исторический шанс в силу идеологии российских либералов и их соглашательских повадок, откровенного штрейкбрехерства, был потерян. Нормально, что люди держат себя в тонусе. Рассерженные горожане по-прежнему рассержены. Я не вижу в этом ничего балаганного или карнавального. Все в порядке. История продолжается.

share
print