Истории

Рецензия: "Прометей" Ридли Скотта — лучший фантастический фильм года

С расцветом компьютерной графики научная фантастика пришла в упадок. Бластеры стали мощней, монстры - зубастей, а фильмы — глупей. Многие пытались возродить блаженной памяти восьмидесятые, но вышло это лишь у одного режиссера. В российский прокат вышел фантастический фильм Ридли Скотта "Прометей". "Прометей" - это "Бегущий по лезвию" в шкуре "Чужого". Ничего нового. Но все старое доведено до совершенства.

Космический корабль "Прометей" — 16 человек, один андроид и один таинственный пассажир на борту — отправляется в глубокий космос. Люди ищут своих создателей — древнюю инопланетную расу. Но пустынный планетоид на краю Вселенной оказывается не колыбелью человечества, а заброшенной военной базой, где астронавты неосторожно воскрешают биологическое оружие — и встречают лицом к лицу червеобразных монстров, милых гостей из подсознания.

  • главная.jpg

    фото: kinonews.ru

  • shotimg20061_1.jpg

    фото: kinonews.ru

  • shotimg20061_2.jpg

    фото: kinonews.ru

  • shotimg20061_3.jpg

    фото: kinonews.ru

  • shotimg20061_5.jpg

    фото: kinonews.ru

  • shotimg20061_6.jpg

    фото: kinonews.ru

  • shotimg20061_7.jpg

    фото: kinonews.ru

  • shotimg20061_8.jpg

    фото: kinonews.ru

  • shotimg20345_1.jpg

    фото: kinonews.ru

  • shotimg20345_2.jpg

    фото: kinonews.ru

  • shotimg20345_3.jpg

    фото: kinonews.ru

  • shotimg20345_4.jpg

    фото: kinonews.ru

  • shotimg20788_4.jpg

    фото: kinonews.ru

  • shotimg20800_1.jpg

    фото: kinonews.ru

  • shotimg20800_2.jpg

    фото: kinonews.ru

  • shotimg20800_3.jpg

    фото: kinonews.ru

  • shotimg20800_4.jpg

    фото: kinonews.ru

фото: kinonews.ru

Картинку "Прометей" унаследовал от "Чужого". Классическая лента цитируется целыми кусками — сцену пробуждения и первой вылазки астронавтов мы видели 33 года назад. Но "Чужой" был снят за копейки, а в "Прометея" вложили 130 миллионов — это не самоповтор, а реплика.

Художник-постановщик Артур Макс создал по старым мотивам уникальную графическую вселенную. Интерьеры инопланетного корабля — как скользкие внутренности неприятного и опасного животного. Но в то же время как руины прекрасной античной постройки. Высокотехнологичные костюмы астронавтов напоминают и о римских тогах, и о наскальной живописи. Гениальный Ганс Гигер — создатель образа Чужого — нарисовал для фильма серию фресок, и они как Сикстинская капелла, помноженная на ночной кошмар. А сам планетоид LW-426 расположен в 2 тысячах километров от Петербурга — неземные пейзажи не нарисованы компьютером, а отсняты в Исландии.

В этих ошеломительных декорациях разворачивается настоящая, аристотелева драма. Драма познания. Каждый герой действует в меру масштаба своей личности. Кто-то просто корчится в страхе перед неведомым. Кто-то исследует мир и себя.

Фанатичная женщина-ученый (Нооми Рапас), вырванная с мясом из течения времени — страдающая от гибели отца и неспособная зачать ребенка, но в итоге рожающая чудовищного кальмара-убийцу. Ищет Бога, отца и создателя, а находит оскаленную гримасу космического монстра.

Миллиардер Питер Вейланд (Гай Пирс)— хозяин компании, которая "создает лучшие миры",  готовый отдать все свои миры, чтобы прожить еще немного. Ищет жизни вечной, а получает мучительную смерть со сломанным позвоночником.

Андроид Дэвид (Майкл Фассбендер) — создание, превзошедшее создателей умом и страданием. Люди-то еще ищут смысл жизни, а он твердо знает, что смысла нет, но продолжает действовать. Контраст холодного облика и человеческого, слишком человеческого нервного тика.

Эстетика "Чужого", но проблематика "Бегущего по лезвию" — конечность человека и предел человеческому. Андроид похож на людей больше, чем некоторые люди: потому что у него есть вопросы к Вселенной, а у них нет. Это второй Рик Декард — протагонист "Бегущего по лезвию" и sci-fi воплощение Рене Декарта.

Мнимо хладнокровный робот, ставящий биологические эксперименты на своих творцах, и стал главным героем фильма — вынужденно, за неимением Сигурни Уивер. Нооми Рапас прекрасно играет страх и трепет, но когда дело доходит до интеллектуальных переживаний, у нее лицо младенца.

Еще о плохом: Ридли Скотт собирался снять дилогию, но денег дали в два раза меньше. Сценарий скомкан, многое в фильме пунктиром, отдельные персонажи схематичны: например, хищная бизнес-вумен, демонстративно пьющая чистую водку (Шарлиз Терон).

Но это мелочи. Скотт — режиссер, взрывающий жанры изнутри. Он превратил костюмированную драму в притчу о мести ("Дуэлянты"). Вернул убогому жанру пеплума подлинно античный масштаб ("Гладиатор"). Открыл в научной фантастике бездны классической философии и психоанализа ("Чужой", "Бегущий по лезвию"). "Прометей" — в том же ряду.

Мастера от штукаря отличают детали. Одна из первых сцен фильма — андроид-велосипедист, катающийся кругами по пустому космическому кораблю.  В глазах его одиночество и холодный огонь познания. Еще ничего не взорвано и никто не умер. Но во взгляде этого существа — обещание кровавой и величественной драмы, которая развернется в ближайшие два часа.

Прометей 2012, трейлер


"Прометей" (Prometheus 2012)

Режиссер: Ридли Скотт

Художник-постановщик: Артур Макс

Автор сценария: Деймон Линделоф

В ролях: Майкл Фассбендер, Нооми Рапас, Шарлиз Терон, Гай Пирс и другие

СПЕЦЭФФЕКТЫ: 10 из 10

РЕЖИССУРА: 9 из 10

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 7 из 10

СЦЕНАРИЙ: 7 из 10

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ: на работу художника-постановщика и на Майкла Фассбендера в роли андроида Дэвида


 

share
print