Истории

«Иностранные агенты» в НКО, цензура в интернете - кто следующий?

Нижняя палата парламента ушла на каникулы до сентября. Уже сейчас ясно, что череда ужесточений и запретов, наметившаяся в работе депутатов после разгона Марша миллионов 6 мая, продолжится в следующей сессии.

Новые инициативы: волонтеры с договорами, СМИ - агенты и депутатская этика

Вслед за спорными законопроектами, усиливающими меру ответственности за несанкционированные митинги и клевету, о статусе «иностранных агентов» для НКО и составлении реестра запрещенных сайтов, осенью может появиться законопроект о волонтерской деятельности, в котором будут жестко прописаны обязанности добровольных работников и «организаторов деятельности». Также появится законопроект о статусе «иностранных агентов» для СМИ, финансируемых из-за рубежа.

Законопроект о волонтерской деятельности подготовила Общественная палата в лице председателя некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество» Дарьи Милославской. Сканы документа выложил в своем Живом Журнале депутат Государственной думы от «Справедливой России» Илья Пономарев. По его словам, законопроект, в случае принятия, создаст «серьезнейшие проблемы для волонтерского движения». Для оказания помощи волонтер и организатор должны будут заключить письменный договор о сотрудничестве.

Без волонтеров не обходится деятельность гражданских и экологических организаций, которым по новому закону об НКО присваивается политическая деятельность. Законопроект позволит контролировать самоорганизацию граждан, избегая абсурдных ситуаций, как в подмосковных Мытищах. Местная администрация в субботу, 14 июля, запретила собирать вещи для пострадавших от наводнения жителей Крымска, расценив работу волонтеров как незаконное собрание без согласования властей. Сбор помощи или уборка мусора станут невозможными без заключения договора с волонтерами, после чего некоммерческая организация должна будет отчитаться перед контролирующими органами.

Еще один спорный законопроект подготовили депутаты от «Единой России» Владимир Бурматов и Илья Костунов. Средства массовой информации, которые получают финансирование из-за рубежа, могут получить обязательную маркировку «СМИ, действующие в интересах иностранных государств». Как утверждают законодатели, такие медиа вмешиваются в политику и выполняют функции рупора иностранной пропаганды. Классическим примером является «Свободная Европа» – международная радиовещательная корпорация, финансируемая конгрессом США. Под действие законопроекта могут подпасть и вполне невинные СМИ, получающие поддержку от стран СНГ и вещающие для диаспор.

Изменения коснутся и работы самих депутатов. Аппарат Государственной думы может получить право лишать их неприкосновенности без обвинительного приговора суда. Судьбу депутатов доверят думской комиссии по этике и руководства палаты. Как пишут СМИ, идея упростить процедуру зародилась ещё после «итальянской забастовки» в Думе, когда депутаты затягивали обсуждение законопроекта о митингах, предлагая сотни поправок. Оппозиционеры опасаются, что таким образом партия власти хочет провести зачистку парламента.

Как закручивают гайки?

Власти остаются верны логике закручивания гаек. Кажется, дальнейшее наступление на права и свободы невозможно: общество не успеет вникнуть в новые правила игры и наступит коллапс. Но находятся новые сферы для ужесточения и новые меры ответственности. На один либеральный закон о выборах приходится 5 репрессивных. Поводов для протеста все больше, возможностей и путей его реализации – все меньше.

Закручивание гаек может принести свои плоды: к декабрю 2011 года сложились методы давления на власть, адекватные политической системе нулевых годов. Мера ответственности зависела от остроты высказывания и средств распространения - за интернет карали меньше, чем за телевидение. Появились лакуны свободы: несколько радиостанций, телевизионных программ и полностью независимые интернет-медиа. После «болотной революции» власть становится похожей на героев Салтыкова-Щедрина: тонким, порой издевательским для оппозиции решениям (слив компромата, махинации на выборах) она предпочла топорное «не потерплю!», «разорю!».

За 3 месяца работы Государственной думы шестого созыва гражданское общество погрузилось в новую реальность. Что еще могут преподнести сторонники действующей власти? Писатель и публицист Николай Стариков считает, что нужно ввести наказание за фальсификацию истории. «Слышатся фантастические цифры о 60 миллионах погибших во время Сталина. Должен быть составлен перечень цифр и дат российской истории. Тот, кто будет отклоняться от этого перечня, должен быть наказан. Первоначально будет уместным штраф, изъятие книг из продажи и так далее… Мы будем возвращать в Уголовный кодекс (и здесь должен быть не штраф, а реальное наказание) ответственность за любые попытки постановки под сомнение территориальной целостности России. Должны жестко караться любые разглагольствования на эту тему».

Оппозиционеры готовятся к наступлению вселенского маразма. Депутат от «Справедливой России» Геннадий Гудков сообщил «Моему району», что в недрах Государственной думы хотят ввести штрафы за ношение белых ленточек для всех, кроме невест и душевнобольных, штрафы за антипутинские улыбки и анекдоты про Вовочку. Также рассматриваются поправки в закон об экстремизме, вводящие понятие «социальной группки» (на примере сотрудников казанского отдела полиции «Дальний»), а также законопроект, который упраздняет парламент и вводит новый орган, формируемый по разнарядке и квотам. «Если серьезно, ужесточать больше нечего», - добавил Геннадий Гудков.

Утихомирить оппозицию новыми законами не удастся, считает директор Института национальной стратегии Станислав Белковский. «Для так называемых экстремистов все равно, какие штрафы установлены за нарушение тех или иных законов. Удальцов сидит в тюрьме, потому что он хочет сидеть, это его форма самореализации. Как можно жалеть человека за то, что он соединяется с тюрьмой – своей любимой женщиной?!», - считает политолог.

«Лично у меня на даче есть трехлитровая банка напалма и гранатомет, оставшийся от дедушки, и я готов предложить Владимиру Владимировичу услуги по борьбе с оппозицией при одном условии – он как президент меня помилует. Я человек, который много лет бесплатно и бескорыстно работал с оппозицией. Я им давал деньги, а не они мне. Худшей мерзости не встречал. Более лживых, мерзопакостных, неискренних людей, чем российская оппозиция и так называемая прогрессивная общественность не существует в природе», - добавил Станислав Белковский, долгое время считавшийся консультантом оппозиционера Алексея Навального.

Закручивание гаек радует не всех сторонников власти. «У людей нет доверия к государственным институтам, - считает бывший идеолог «Единой России», журналист Алексей Чадаев. - Мы видели достаточно сфабрикованных дел, сомнительных заключений экспертов, поэтому ужесточение (неважно в какой сфере) воспринимается людьми не как естественная разумная мера по обустройству нашей социальной реальности, а как репрессивный инструмент, которым коррумпированная власть может воспользоваться тогда, когда захочет. С таким отношением любое ужесточение работает во вред».

share
print