Истории

В Петербурге обстреливают автобусы: кто и зачем?

В Петербурге сегодня, 15 августа, снова обстреляли общественный транспорт – на этот раз автобус. В начале первого ночи на Богатырском проспекте неизвестный выстрелил по автобусу № 172 из пневматического пистолета. Стрельба по объектам общественного транспорта стала настолько частым явлением, что в обычное хулиганство уже как-то не верится. «Мой район» разбирался, кто и зачем стреляет по автобусам.

В автобусе № 172, который обстреляли в ночь на 15 августа, несмотря на поздний час, были люди. Пули пробили стекло над головой одного из пассажиров, так что стрельба лишь чудом не закончилась фатально.

«Это 15-й случай за год, - заявила «МР» пресс-секретарь ГУП «Пассажиравтотранс» Татьяна Клепикова. – Плюс 11 случаев обстрела трамваев. И ни одного возбужденного уголовного дела. Полиция отказывает: говорит, нет состава преступления. Поэтому и версий, кому это выгодно, нет».

Напомним, 27 июля автобус «Пассажиравтотранса» № 1 обстреляли из травматического оружия на Торжковской улице. В тот же день по маршрутке № 224 стреляли около метро «Автово». 24 июля в том же районе палили по 172-му автобусу, досталось и троллейбусу номер 25. 11 февраля из машины обстреляли маршрутку на углу Энгельса и Поклонногорской, 26 марта – сделали несколько выстрелов по автобусу из окна жилого дома на проспекте Художников. 10 августа хулиганы у метро «Пролетарская» обстреляли ремонтный трамвай. Женщина-вагоновожатая получила порезы рук и лица.

«Когда ведется стрельба по большому автобусу или трамваю, это явное хулиганство, - заявили «МР» в пресс-службе ГУВД. – Причем хулиганство это провоцируется телесюжетами о других таких же хулиганах, которые имеют пневматический пистолет, но не имеют мозгов. Пневматику купить легче, чем травматику, поэтому эпизоды с пальбой из травматического оружия больше имеют отношение к разборкам на дорогах: кто кого подрезал и т.п.». На вопрос, почему не возбуждаются уголовные дела, правоохранители заявили, что возбуждаются административные: уголовное судопроизводство начинает действовать, когда нанесен тяжкий вред здоровью.

Зато если злоумышленник целенаправленно стрелял в человека (в данном случае - в водителя), начинает работать следствие, и стрелка могут посадить даже по статье «покушение на убийство».

Как известно, серию случаев со стрельбой из травматики по пассажирскому транспорту в 2010 году открыл участковый Косенков из Адмиралтейского района: ему не понравилось, что маршрутка остановилась в неположенном месте. Люди в той истории повреждений не получили, но уголовное дело все-таки было возбуждено... против водителя пострадавшей маршрутки.

Заместитель директора ООО «Третий парк» Михаил Богданов говорит, что стрелять по маршруткам с целью устранить конкурента, а точнее – сместить его с облюбованного маршрута – занятие бессмысленное. Понятно ведь, что водители ничего не решают, что все маршруты распределены и просто так с них ни один предприниматель не уйдет. Да, происходят локальные стычки: один водитель может снести другому зеркало. Но ни тот, ни другой не будут после этого хвататься за пистолет. «После каждого обстрела мы вызываем полицию. Но до суда ни разу не доходило», - говорит Богданов.

А автомобильный эксперт и преподаватель автошколы Дмитрий Попов отмечает, что некоторым шоферам просто мстят таким образом другие участники движения. И есть за что. «Недавно в «Питеравто» тестировали водителей на знание ПДД, и я принимал в этих экзаменах участие. Знания не просто плохие – они нулевые. Единственное, что хотят знать эти водители, что у маршрутки есть преимущество на дорогах, потому что она маршрутка».

Есть в длинной хронике стрельб 3 истории, которые стоят особняком.

Так, в прошлом году 2 группы водителей (из Дагестана и Ингушетии) перессорились, по данным СМИ, из-за маршрутов, обслуживающих Васильевский остров: пальба приключилась в кафе, а не на трассе, и стреляли агрессоры из настоящего пистолета ТТ, а не из травматики. В результате 8 человек получили ранения. Стрелков задержали через 2 дня. А в 2008 году в Петродворце разборка со стрельбой произошла прямо на шоссе: один из водителей «Питеравто» стрелял из «осы» в водителя маршрутного такси ЧП «Калюжная». Жертве нападения удалось выжить, несмотря на 4 ранения в голову.

Последний эпизод такого рода произошел 27 июля в Кировском районе. Неизвестный мужчина не просто обстрелял из травматики маршрутку, связывающую «Автово» и Петергоф, но перед этим настоятельно рекомендовал водителю убраться с остановки. Маршрутка принадлежала предприятию «Шпунт Северо-Запад». Установить, в чьих интересах действовал стрелявший, полиции не удалось, хотя руководство компании направило специальное письмо правоохранителям с просьбой защитить водителей от беспредела. Самое печальное, что действия агрессоров возымели некоторый успех: водители «Шпунт Северо-Запад» после июльской стрельбы отказались выйти на линию, пока им не будет гарантирована безопасность. Их, конечно, уговорили сесть за руль, но кто даст гарантию, что стрельба не повторится, ведь стрелка до сих пор не поймали.

И все-таки эти 3 случая за 4 года – это не 30 за 6 месяцев. А именно столько актов агрессии в отношении объектов пассажирского транспорта было зарегистрировано в этом году, если сложить вместе автобусы, маршрутки, троллейбусы и трамваи.

share
print