Истории

100 и 1 способ сделать спальные районы Петербурга красивыми

Сохранить исторический облик Петербурга – задача непосильная, если речь идет о лакомых кусочках типа Дома Рогова. В то же время спальные районы не меняются десятилетиями, на фоне индустриальной архитектуры появляются новые торговые центры, и говорить о дружелюбном и привлекательном пространстве не приходится. Как будто спальные районы и есть «гигантский музей на открытом воздухе». «Мой район» поинтересовался у архитекторов, какие нетривиальные вещи можно внести в облик петербургских окраин.

Типовые улицы и инфраструктура… Парки и скверы, в которых нечем заняться… Пустующие детские площадки... В последние годы ситуация на периферии стала меняться. Во Фрунзенском районе весной 2012 года появились арт-объекты из переработанных материалов, а в Приморском районе газон стали огораживать булыжниками, по правилам ландшафтного дизайна. Разнообразить индустриальный пейзаж можно по-разному – от простых качелей (не только для детей, но и для взрослых) до арт-объектов, которые меняют цвет в зависимости от пожеланий местных жителей.

Перепланировка существующего
 
Московский проект «Партизанинг» занимается размещением несанкционированных элементов городской среды. Вслед за самодельными скамейками и пешеходными переходами могут появиться качели. «Установка качелей в урбанистических пейзажах, а не на специально отведенных игровых площадках уже становится общемировой тенденцией. Так сложилось, что наиболее популярным местом размещения качелей являются остановки общественного транспорта, привлекающие активистов своим скучным видом и многолюдностью», – говорится в сообщении партизанских перепланировщиков.


Видео: Сaroline Woolard

Прежде всего улицам Петербурга нужны насущные вещи, считает архитектор, преподаватель кафедры дизайна городской среды Архитектурно-строительного университета Данияр Юсупов. «В Перми додумались, что людям на остановке нужна двойная защита – от непогоды и грязи, от проезжающих в полуметре машин. Простое повышение пологим пандусом тротуаров на остановках, как в Хельсинки, помогло бы пассажирам не запрыгивать в транспортное средство, вкатывать коляски с детьми и хозяйственные тележки, старым людям преодолевать «последнюю ступень». Было бы крайне неудобно парковаться у остановок на тесных улицах – дверь припаркованной машины открывалась бы с риском повреждения тротуара. Вдобавок площадка остановки была бы всегда сухой»,- отмечает архитектор.

«Нелишним было бы расположение на остановках qr-кода, или bar-кода, или rfid-метки, ведущих непосредственно на страницу сервиса, сообщающего, какие номера маршрутов и через какое время прибудут на эту остановку, – продолжает Данияр Юсупов. – GPS-датчики есть теперь в каждом транспортном средстве, «андроид» или «айос» – в кармане почти у каждого школьника и студента. Активным людям важно представлять, сколько времени они могут потерять в неизвестности, уповая на милость транспортной системы».
 
Арт-объекты
 
Во Фрунзенском районе Петербурга проходят акции по благоустройству территории силами жителей района. На пересечении улицы Ярослава Гашека и Будапештской созданы функциональные арт-объекты из вторичного сырья – шезлонги, временная сцена и своеобразные столы из кабельных катушек. Кроме этого, авторами проекта был художественно расписан инженерный объект, находящийся на данной территории.
 
«Арт-объекты – это понятие неограниченное. Они могут взаимодействовать с окружающей средой и горожанами, и даже отражать их настроение», – говорит вице-президент молодежного архитектурного фестиваля «Артерия» Илья Филимонов. Несколько лет назад Илья с коллегами предложили проект подсветки лестничных клеток и фасада. Цвета менялись в зависимости от голосования на лестничной площадке или в интернете. 
 
«Единого ответа на вопрос, как разнообразить городскую периферию, нет, – считает главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов. – Можно поставить хорошую и интересную скамейку. Можно добавить профессионализма и разнообразия в светильники. Арт-объекты могут быть, но их не должно быть слишком много. В советское время существовал план монументальной пропаганды. Арт-объекты располагались в некоторой пропорции, потому что скульптур может быть многовато. Художественные тенденции сводятся к тому, что нужно делать временные объекты дизайна и искусства, которые в сочетании будут создавать новую идентичность улицы. Нельзя сказать: «Мы будем ставить скамейки или качели, и это решит проблему». Преобразования должны проводиться в комплексе, в этом случае дизайн будет не чем-то внешним, а интегральной частью пространства».
 
Фонтаны
 
Даже тривиальные вещи можно сделать более дружелюбными по отношению к горожанам. Илья Филимонов перечисляет: «Нетривиальная подсветка деревьев. Датчики движения: подходим к подъезду – загорается свет. Несколько лет назад на улице Бабушкина была реализована инсталляция «Качельные бои», когда люди качаются и пытаются сбить друг у друга шлепанцы с ног. Это должны быть интерактивные вещи, которые первыми идут на контакт с человеком, нежели человек идет на контакт с ними. Мы привыкли: у фонтана обязательно должен быть парапет по колено, чтобы никто не зашел. Можно сделать фонтаны более дружелюбными – с уклоном вместо парапета».
 
«Плохой пример городского дизайна – это фонтан на Неве. Если его ставят в периферийной зоне, он расширяет пространство интересных объектов. А его ставят в историческом центре, и даже центре этого центра. Получается насыщенность в одном месте и пустота в другом. То же самое в спальных районах. Как правило, там есть центр в районе метро. Соответственно, акценты нужно ставить в других местах», – отметил архитектурный критик.

Что еще называли архитекторы? Озеленение крыш. Подземные автоматизированные велопарковки (сухо, безопасно, занимает мало места). Огражденные собачьи площадки или собачьи туалеты. Местный узнаваемый дизайн районов.
share
print