Истории

Как важно быть нормальным в современной России

В нынешней России приличному взрослому человеку полагается иметь нормальную сексуальную ориентацию, к которой должны прилагаться семья, желательно – с детьми; кроме того, правильным считается вести здоровый образ жизни, быть толерантным, исповедовать православие. Всё остальное – в большей или меньшей степени «моветон», порицаемый так называемым обществом. Как появляются нормы? И что делать людям, которые в них не вписываются?

Образ нормального человека

Если верить данным различных соцопросов, нормальный человек в России должен обладать следующим набором качеств и ценностей:

- «правильная» сексуальная ориентация: в ходе майского опроса ВЦИОМ лишь 3% россиян отметили, что испытывают положительные эмоции при общении с гомосексуалистами;

- наличие мужа (жены) и детей: к «синим чулкам», холостякам и чайлдфри исторически принято относиться как к людям слегка ущербным – видимо, в силу их демографической бесполезности;

- здоровый образ жизни - не пить и не курить: правда, по данным медицинского издания The Lancet в России курит более 60% мужчин, а алкоголиков, по подсчетам Геннадия Онищенко, в нашей стране более 3 млн – однако силы госпропаганды и законотворческого блока брошены на ограничения прав пьющих/курящих и поощрение «спортсменов»;

- исповедовать православие: если верить данным «Левада-Центра» за текущий год, в России 62% людей считают себя православными христианами;

- быть толерантным к инаковости (важный пункт, на котором подробнее остановимся ниже).

Всё остальное так или иначе порицается «нормальным большинством», порой даже считается девиантным поведением.

Как появляется норма

«Что такое социальная норма? Со времен Эмиля Дюркгейма (основатель французской социологической школы, умер в 1917 году – «МР») под таковой нормой понимается некое состояние общества, при котором все, кто соглашаются с определенной системой ценностей, ведут себя определенным образом. Таким образом гарантируется стабильность общества, - говорит руководитель «Агентства социальной информации» Роман Могилевский. – Что же касается понимания индивидуальной нормы – то эти аспекты изучаются медициной, психиатрией, психологией. Различие очень важно. Социальная норма – обязательное условие, при котором люди не вымирают и не вырождаются. Индивидуальная норма – то, что каждый конкретный человек считает правильным для себя». 

О нормах и не-нормах в сфере межполовых отношений и семейных ценностей рассуждает психолог, специалист в сфере кризисных ситуаций Кирилл Алексеев: «Традиционная семья - это до сих пор наиболее устойчивая система, способствующая выживанию человека как вида. Смысл её именно в этом. Даже в цивилизованном обществе вырастить здоровое конкурентоспособное потомство в одиночку труднее, чем вдвоем. А у гетеросексуальной пары шансов адаптировать ребенка к жизни больше, чем у гомосексуальной. Просто потому, что гетеросексуальных людей больше. То есть эти нормы диктуются не сверху и не коллективом, а природой. То, что «правильно» быть натуралом -  распорядилось не правительство, а эволюция. Против природы идти можно, но это всегда путь меньшинства. В России же отношение к меньшинству (любому) всегда было специфическим, это особенность нашего менталитета».

«Нельзя говорить об обществе как о чем-то едином. В России проживает несколько десятков национальностей, много конфессий. Менталитеты большого города и деревни – разные. И внутри крупного города сосуществуют люди, которые придерживаются разных поведенческих установок. Перечисленные нормы – это как средняя температура по больнице, им соответствует, может быть, один человек из 100. Говорить о единых нормах даже в 16-17 веках было невозможно, сейчас же атомизация общества достигла серьезных высот, - отстаивает свою точку зрения журналист и историк Даниил Коцюбинский. – Но какие-то нормы общежития, безусловно, существуют. Сегодня в стране они устанавливаются в соответствии с западными стандартами жизни: предполагаю, что ориентация идет на внутреннюю автономию индивида при внешней его неагрессивности. Другое дело, что власть периодически пытается эти стандарты торпедировать, но у нее это не очень хорошо получается. В том числе у нас утвердилась толерантность как идеал, а патологией считается агрессивность».

Мама, я ненормальный

Как же быть людям, которые не соответствуют тем или иным критериям нормальности? Идти по пути конформизма: подстраиваться под диктуемые обстоятельства? «Бежать, таиться и молчать»? Бунтовать – в одиночку или объединяясь в «общества», «движения», «партии»?

«Я считаю, что ущербно то общество, где всех стригут под одну гребенку, - категорично заявляет известный правозащитник, активист ЛГБТ-движения Николай Алексеев. – Устанавливать общие нормы для всех – неправильно. Таким образом мы не даем развиваться личностным характеристикам. А по сути, если человек не притворяется, он гораздо большую пользу приносит, потому что не думает о нормах, которые может нарушить.

Тот путь, по которому идет Россия – как можно больше нормативов для всех – это путь регрессивный. Все современные государства идут по пути расширения разнообразия. Например, Канада: огромная страна, в которой живет разношерстное население. А если мы идем по пути нормативов: «не такой – значит, изгой»… Люди все равно будут нарушать нормы, и это приведет к нагнетанию напряженности и разрушению  государства. Государство должно пропагандировать толерантное отношение – со школы».

Кстати, о толерантности

Николай Алексеев, пропагандирующий прозападническую идеологию «open mind» (открытое сознание – готовое к восприятию мира во всем его многообразии), в то же время указывает на важность толерантности – которая сама по себе «вписывается» в картину всероссийской нормальности. По сути, толерантность – терпимость к инаковости, к вышеперечисленным «девиантным» вещам: в том числе, к гомосексуалистам и чайлдфри, курильщикам и атеистам. Именно этой норме – терпимости – очень и очень многие россияне хотели бы воспротивиться.

Почему человек вообще обязан быть толерантным? Если он не идет «бить хачей – спасать Россию», не призывает сажать (на кол) геев – не причиняет никому видимого вреда, почему он не имеет права где-то в глубине души не любить некие разновидности инаковости?

«Страх перед незнакомым имеет давнюю историческую природу. Он появился еще тогда, когда враждовали разные племена, - объясняет Роман Могилевский. – Критиковать людей за то, что они не очень любят не подобных себе, бессмысленно. На Западе политика политкорректности как раз заключается в том, что: не хочешь, чтобы твоя дочка выходила замуж за человека с другим цветом кожи – пожалуйста, но не проявляй этого, не вызывай те чувства, которые нарушат равновесие в обществе. Целостность общества – договор о том, как не допускать конфликты.

В Петербурге, по моим ощущениям, процентов 40 горожан - люди, сочувствующие расизму. Но большинство при этом не пойдет с палкой кого-то там бить».

share
print