Истории

Инструкция: как наказать почту за плохую работу

Российская почта - одна из худших в мире, а петербургская - такая же, как в России в целом. Появление новых платных сервисов, как оказалось, лишь дало повод подавать в адрес почтовиков новые гражданские иски. "Мой район" выяснял, как "Почту России" наказывают власти и как - сами граждане.

Федеральная служба по надзору в сфере связи и информации огласила результаты проверки работы петербургских почтовиков. Как выяснилось, в некоторых почтовых ящиках – не в провинции, а в культурной столице – письма залеживались по 5-7 дней, а из района в район добирались дней за 20. В управлении Почты России нам заявили, что результаты проверки Роскомнадзор им пока не передавал, поэтому о каком-либо наказании речь пока не идет.

Понятно, что Роскомнадзор сыграл в капитана Очевидность. Сами почтовики винят абонентов, не умеющих толком писать почтовые индексы. Если помните, летом в метро появились даже специальные билборды, на которых процесс написания индексовых цифр был четко размечен.

Норма доставки письма внутри города, даже миллионника – два дня. Не считая день отправки. Корреспондент «МР» "тепло" вспоминает письмо из Жилищного комитета Петербурга, расположенного на Островской площади, которое добиралось до Социалистической улицы не то 15, не то 18 дней - при том, что пешего ходу между этими объектами от силы минут на 15.

Чтобы попасть на сортировку, письмо сначала должно полежать в почтовом ящике. И лежит оно там не 8-12 часов, как положено, а случается, что несколько суток.

Пресс-секретарь петербургского отделения Почты России Владимир Кулишов пояснил, что жалоба Роскомнадзора о том, что письма не вынимаются из ящиков, имеет под собой основания. Действительно, те ящики, что стоят на самой почте, могут очищаться не два раза в сутки, а только один, и те письма, которые бросили туда после 15 часов, скорее всего, пролежат до утра. Что касается уличных синих ящиков – то к ним из-за перманентного ремонта дорог становится трудно подъехать и припарковаться. Отсюда результат. Сейчас  руководство ждет официального заключения чиновников, после которого станет понятно, кого следует лишать премии.

По замерам Роскомнадзора, только 70% писем из Петербурга в Петербург доставляются без задержек. И 57% – из региона в регион. 30% писем и посылок, отправленных с помощью сервисов EMS и «Первого класса», также приходят с опозданием. Бандероли и посылки 1-го класса имеют контрольные сроки доставки: Москва – 4 дня, Архангельск – 3 дня, Петропавловск-Камчатский – 5, Анадырь – 6. Злопыхатели говорят, что почтовики специально подталкивают клиентов к доплатам, ибо такой посыл все равно будет дешевле, чем услуги DHL или «Пони-экспресс». Мы не будем тут приводить тарифы на эти услуги, так как стоимость посылки зависит от ее массы, но она в несколько раз превышает расценки на услуги стандартной почты. Кстати, граждане, регулярно пользующиеся услугами ФГУП «Почта России», уверяют, что почтовики искусственно увеличивают массу, нагоняя, соответственно, повышенный тариф и удлиненную доставку. Ну не может пятидюймовая электронная читалка весить 540 граммов, иначе ее бы просто не стали покупать! Почему-то в Америке ее пересылают туда-сюда без всяких наполнителей, и тонкий девайс не бьется и не ломается.

В петербургском управлении подтвердили, что иски в адрес Почты – дело обыденное, большая часть касается, конечно, посылок, которые потерялись или пришли с таким опозданием, что заказанная через Amazon последняя модель айфона доставлялась в тот самый день, когда она переставала быть последней. В регионах гораздо больше претензий к заказным письмам, потому что ими в Москву отсылаются, например, паспорта для оформления виз. Когда паспорта теряются, пропадает и поездка, так что иск тысяч на  100-200 вчинить почтовикам вполне реально.

«Только не думайте, что вы можете вчинить иск еще и за моральный ущерб, - говорит юрист Андрей Марков. – Лучшее, чего вы можете добиться, - это возвращение вам денег за услугу плюс расходы на подачу иска. Мне известны два дела, в которых пытались засудить почтовиков. Первое – пересылка заказным письмом, обычным, без доплаты, документов на машину. Человек поехал в Мурманск, там у него угнали автомобиль, для обращения в полицию нужен был ПТС, который остался в Петербурге. Парень ждал письма 13 дней, а потом у него возникли проблемы со страховой компанией: почему так поздно подано заявление. Я помогал ему бодаться со страховщиками, и суд мы в итоге выиграли, а мой клиент заявил, что хочет заодно засудить и почту. По почтовому сайту он видел, что заказное письмо из Питера ушло почти вовремя. Оно застряло в Мурманске. Значит, судиться следовало с мурманчанами. Клиент приложил к письму конверт со штемпелями, распечатки с сайта, где отслеживалось движение письма, написал заявление, но сказал, что подаст его только при следующей командировке в Мурманск. Сроки давности – 3 года. Возможно, он его подаст весной, но я сомневаюсь.

Второй случай – человек ждал айпад из Америки. Хотел подарить подруге на 8 марта. Он воспользовался почтовым сервисом EMS, вернее, им воспользовался отправитель, но по рекомендации покупателя же. Доставка – 80 долларов. Когда выяснилось, что посылка за два дня долетела из Штатов до Европы и потом 15 дней пролежала на почте где-то в России, клиент обратился в суд. Приложил распечатки писем, платежки с электронной карты, скриншоты с сайта, где отслеживалась доставка. Сначала почтовики уверяли, что ФГУП «Почта России» и EMS-сервис – это два разных юридических лица. Потом – что подавать иск должен отправитель, то есть американский магазин. Боюсь, что в таких делах многое зависит о компетенции судьи, но нам повезло. К тому же сами почтовики в суд не приходили, возможно, им было все равно. Суд решил дело в нашу пользу, но в компенсации морального вреда (испорченный праздник) отказал».

Добавим, что в качестве основной причины задержек Почта обычно называет «неожиданно возросший объем отправлений». Заокеанские аукционы и онлайн-магазины стали столь популярны, что справиться с потоком не получается, даже если клиент платит за это дополнительные деньги. Тех, кто пользуется обычным сервисом, остается только пожалеть.

Инструкция: как жаловаться на почту

Как подавать жалобу в суд

1. В заявлении следует рассказать фабулу: когда было отправлено письмо (дата на штемпеле) или посылка (данные с сайта). И когда получено. Если оплата производилась посредством перевода или электронного платежа – банковскую выписку. Логистическую информацию с сайта почты можно предоставлять в виде скриншотов, а можно просто выписать. Также неплохо запастись ответом с таможни, которая укажет точную дату, когда посылка поступила на пункт для осмотра.

2. Написать заявление в адрес «Почты России» с предложением решить вопрос в досудебном порядке. А именно – вернуть вам деньги за услугу, поскольку она оказалась ненадлежащего качества. Кроме того, следует направить письмо фирме-посреднику, которая отвечала за доставку, так как почтовые правила действительно только ее и воспринимают в качестве истца. Если почта отвечает отказом – в суд.

3. Все эти документы плюс ответ почтовиков в суд можно отправить по почте.

4. В суде придется отвечать на аргументы почтовиков по поводу того, что сервис EMS и ФГУП «Почта России» есть два разных юрлица. Хотя велик шанс, что дело рассмотрят без участия ответчика.

5. Ждать вступления решения в силу. Деньги вернут почтовым переводом.

В случае, если клиент не пользовался платным сервисом (EMS или «Первый класс»), имеет смысл подавать в суд только если медлительность почтовиков привела к серьезным последствиям (пропавшая путевка и т.п.). Ибо выхлопатывать деньги, потраченные на обычное заказное письмо – занятие неблагодарное.

При наличии последствий в суд направляется исковая жалоба, в которой описана вся история, копии документов (туристический ваучер) и выписки с почтового сайта. 

share
print