Истории

Новый вид туризма под Петербургом: люди изучают мистические камни

Жители крошечной деревни Ильеши сначала удивлялись «паломникам»: не молятся, а древним камнем интересуются - тем, что с отпечатком ступни Параскевы Пятницы (как тут все считают). По рассказам, в Ильешах была обретена чудотворная икона с изображением святой, указала на нее маленькая девочка, которую увидел житель деревни. Девочка, по легенде, исчезла, а икона появилась на березе, стоявшей у камня. Сейчас она хранится в Александро-Невской лавре. Подобные истории есть у сотен камней под Петербургом.

Туристов, которые с интересом изучают камни, встречают и  в Молосковицах, и в Каложицах, и под Псковом - да по всему Северо-Западу. Среди них археологи,  научные сотрудники музеев и НИИ, геологи, любители мистики и просто любопытные.

В Петербурге существует клуб путешественников, где изучают древние мегалиты. Тайны камней интересуют и членов Русского Географического Общества, штаб-квартира которого находится в Северной столице.

«Множество святынь было уничтожено,  взорвано и запахано. Но перед некоторыми веяния эпох оказались бессильны. И мы хотим открыть этот пласт истории», - объясняет один из «камневедов», 34-летний Вячеслав Мизин.

Он исследовал Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую области, был с экспедициями на севере. Сегодня в его копилке – больше 100 изученных культовых каменных объектов. Сначала информацию о камнях добывают в легендах, сказках и фольклоре, потом (и это самое сложное) – ищут в лесах. Затем увиденное записывают - вплоть до того, что окружает камень и что о нем говорят.

Мир древних камней Вячеслав открыл для себя лет 10 назад, увидев в лесу камень с отпечатком человеческой ступни. Удивился. Стал искать литературу. «Это был камень-следовик, то есть со следом – такие камни имели в древности культовое значение», - вспоминает он.

Бывает, местные рассказывают об аномальных явлениях или традициях: скажем, просить у камня исполнения желаний. Иногда камни отождествляются со святыми – чаще с Богородицей или Параскевой Пятницей, как в деревне Ильеши.

Во многих деревнях западных районов области сохранилась поминальная традиция нести усопшего «до камня», есть «бабьи» камни, которые помогают от женских недугов, а есть «колдовские», к которым до сих ходить не советуют.

Фото: предоставлено Вячеславом Мизиным

«А вы знаете, что в Выборгском районе Ленобласти и на островах Финского залива есть каменные лабиринты, возможно, созданные тысячи лет до нашей эры?» - спрашивает Вячеслав.

Вечная загадка – Бесов камень (или камень Велеса) в Волосовском районе, огромный валун стоит в  лесу среди болота. На северной стороне изображены косые кресты. О камне ходит множество легенд. Например, что когда-то этот камень был церковью, но прихожане и священник не отличались особой праведностью, и бог за грехи обратил их храм в камень. Кстати, на одной из граней камня имеется аркоподобная выемка, напоминающая вход в церковь. Местные поговаривают, что до сих пор возле камня можно слышать бесовские стоны и хохот. 

Согласно другому поверью, «плохого человека камень не подпускает», и на самом деле он расположен примерно в ста метрах от кромки леса, однако можно пройти рядом,  не увидев его. «Правда, кто-то выложил в сеть координаты камня. Видно, что на нем жгли костры, сделаны надписи» - говорит Вячеслав.

А потому точных адресов чудо-камней вы от него не дождетесь – тут доверяют только проверенным людям. Ведь другой защиты у артефактов пока нет.

«Что нас влечет? Тайна», - говорит исследователь. Помимо основной работы, Вячеслав водит экскурсии, развивает краеведческий сайт и снимает фильмы о мегалитах. В финно-угорском отделе Российского Этнографического Музея открылась его фотовыставка «Культовые камни и культурный ландшафт Ленинградской области», которая проработает до конца года.

Коттеджи на древних камнях

Весной 2012 под угрозой сохранности оказался археологический комплекс у деревни Ольховка (Приозерский район Ленобласти) – территория выставлена на продажу под коттеджи. Комплекс, расположенный на второй береговой террасе озера Суходольское, включает в себя крупнейшее не только в Ленинградской области, но и в европейской России  локальное скопление культовых камней чашечников (14 штук) и два скопления каменных сложений. В состав комплекса входит камень с наибольшим в Ленинградской области количеством чашечных углублений - 42 чашки.

Защитники камней обратились в Департамент по охране и использованию культурного наследия, областной ВООПИиК, «Зеленый крест», областную Общественную палату.

Камнями чашечниками принято называть валуны с небольшими чашечными углублениями. Самые древние чашечные углубления были сделаны еще неандертальцами, ученые соотносят их с мустьерской эпохой (300-30 тысяч лет назад). Широко распространены представления о целебной силе воды, скапливающейся в чашечных углублениях.

Какие камни бывают

Сейды – камни, часто стоящие на опорах из более мелких камней или в  неустойчивом положении. Раньше считалось, что так их поставил ледник, но многие в этом не уверены. Много сейдов на Белом море, Кольском полуострове, на Урале, в Скандинавии, в Исландии, многие придают им мистическое значение как артефакту далекой древности, так как происхождение сейдов до сих пор неизвестно точно, иногда сложно представить, кто и как мог установить такие структуры. Например, Конь-Камень в Тульской области составляет более 20 тонн. Мегалит стоит на трёх других валунах, как на ногах, расположен на склоне долины реки Красивой Мечи рядом с селом Козье Ефремовского района Тульской области.

Сейды, как каменные сооружения, встречаются на территории России в Карелии и на Кольском полуострове, а также в Скандинавии. Наиболее легко читаемым типом сейда являются каменные пирамидки (гурии).

Каменные сейды часто сгруппированы в большие скопления, насчитывающие десятки и сотни объектов. Это архипелаг Кузова на Белом море, горы Воттоваара и Кивакка в Карелии, гора Кучинтундра в Мурманской области. Иногда сейды образуют структуры.

Чашечники – камни с ровными, похожими на рукотворные, углублениями.

Менгиры – вертикально стоящие мегалиты-столбы, одиночные или групповые, стоящие по кругу.

Ритуальные кучи – встречаются в виде горок из камней.

Камни – следовики – с углублением в виде следа.

Петроглифы - иногда на камнях видны знаки, старинные буквы, цифры. Это могут быть знаки на камнях (встречаются, например, у деревни Ольховка, во всех районах области южнее реки Вуоксы). Знаки, в основном, разновременные, далеко не всегда древние. Значение самое разное: культовое, межевое, символическое, памятное.

Попадаются (например, на Карельском перешейке) и наскальные рисунки.

Каменные лабиринты – сложенные круги из камней, закрученные «улиткой», встречаются по всей Балтике, в Скандинавии, на островах Финского залива, в Усть-Луге.

Мнение ученого

Игорь Тарасов, замдиректора лаборатории археологии, исторической социологии и культурного наследия факультета социологии СПбГУ:

«На Северо-Западе очень распространены камни-следовики. На сегодняшний день известно, что «следы» на них - не рукотворного, а естественного происхождения, они появились вследствие таяния ледника и различных процессов, связанных с этим. Однако они имели культовое значение в древности, считалось, что это следы духа или бога этого места. Один из крупных и древних таких следовиков сохранился в деревне Новые Дуборики в районе реки Волхов, на месте городища 9-10 веков. Его нашли в глубокой яме, и было установлено, что зарыли его в 14-15 веках. Именно тогда начались преследования язычества. Но есть и немало примеров, когда древние культовые камни приобретали и христианскую мифологию и почитались в новой религии.

Интересны и сооружения из камней (лабиринты, сейды) – до сих пор нет одной версии их значения, но основная – культовая. У нас много научных статей и исследований этого явления. Но, к сожалению, сейчас не выделяется средств на популяризацию научных знаний. Прессе выгоднее писать о «тайнах и мистических загадках», чем о сухих научных данных. Поэтому сейчас подобным культовым камням часто приписывают магические свойства или даже происхождение от пришельцев, и конечно, они привлекают туристов, которым интересно все «загадочное».

share
print