Истории

Может ли быть счастливым общество боязливых ретроградов

В Петербурге отменили выставку ICONS, которую известный галерист Марат Гельман собирался привезти в ноябре. Социологи заговорили о том, что наш город становится всё более консервативным: примерно половина жителей готова отстаивать «ретро-ценности», пресловутую «стабильность» - и не внемлет никаким «инновациям» и экспериментам. Но можно ли считать, что консерватизм, страсть к запретам и ограничениям, боязнь сделать «шаг влево - шаг вправо» - это плохо? Возможно, только такое общество и может быть счастливым?

«Неблагоприятная атмосфера»

Формально выставку ICONS никто в Петербурге не запрещал: Марат Гельман сам отказался её проводить (экспозиция, напомним, должна была открыться 15 ноября). Неформально же решению галериста предшествовало письмо, подписанное председателем правления фонда «Рицорди» Виталием Рицци и заверенное печатью. В письме, среди прочего, указывалось: «К сожалению, в настоящее время в городе сложилась крайне неблагоприятная атмосфера для проведения вышеуказанной выставки». Гельмана просили перенести выставку на конец 2013 года.

«Конечно, удивительно, что эту выставку открыли в Краснодаре – регионе, считающемся просто столицей традиционалистов, несмотря на беснующихся, она проработала месяц, и «отложили» в Питере, городе, который гордится своей культурной столичностью», - горько отметил в своем блоге Гельман.

Что это за «неблагоприятная атмосфера», сложившаяся в Петербурге? «Звучит очень расплывчато. Неблагоприятной может быть и погода. И всё что угодно ещё. Под такую формулировку можно подвести любой запрет, - говорит политолог Александр Конфисахор. – Я думаю, что идет некая внутренняя борьба лично против Гельмана. А 99% петербуржцев эта фамилия вообще ни о чем не говорит».

Какими бы ни были подковерные нюансы отмены выставки ICONS, данное событие стало лишь очередным звеном «гребаной цепи»: в течение минувшего года в городе появилось и состоялось чуть ли не больше запретов и ограничений, чем за предыдущие года эдак два-три. «Хороших» или «плохих запретов» – другой вопрос.

Петербург становится всё более консервативным городом и ситуация с ICONS, скорее всего, означает, что в городе намерены и далее гнуть консервативную линию – считает руководитель «Агентства социальной информации» Роман Могилевский. «Петербург в последние годы демонстрировал некую консервативность. В том числе и в отношении архитектуры сооружений, и в отношении развития дизайна городской среды. Мне кажется, этому консерватизму не противостоят ни власть, ни бизнес. На примере активизма некоторых православных деятелей мы видим, что есть круги, готовые силовым образом защищать консервативные ценности, - говорит социолог. – И всё это ужасно, потому что развитие невозможно без того, чтобы пробовать новое. Да, при этом могут быть ошибки, могут возникать дискуссии в обществе». 

Боязливое счастье моё

Прежде чем рассуждать о большом и немонолитном обществе, давайте поговорим об отдельно взятом человеке. Не Полтавченко, не Гельмане и даже не о таинственном мистере Рицци. Об обычном петербуржце. Возможно, среди ваших знакомых есть такой. Вот он живет. Опасается, как бы чего не случилось. Не рискует. Не пьет шампанское – ну и черт с ним. Озирается на «большинство». Не делает шаг вправо или шаг влево. Не любит новое суть неожиданное. Может ли осторожничающий человек быть счастливым?

«Счастливым может быть человек, удовлетворенный собой и своей жизнью. Неважно, много в его жизни риска или нет. Но если мы ограничиваем свою жизнь только из-за боязни сделать что-то новое, вряд ли мы когда-нибудь будем по-настоящему счастливы. Счастье и страх - вещи несовместимые, - говорит психолог, специалист в области кризисных ситуаций, заведующий отделением экстренной психологической помощи в Петербурге Кирилл Алексеев. - Представьте, человек живет у подножия высокой горы. Если он доволен своим садом и домом, если ему просто не хочется карабкаться к снежной вершине, он может быть счастливым и успешным. Но если он мечтает покорить гору и не делает этого только из-за боязни высоты — чувство собственной нереализованности не даст ему радоваться жизни». 

«Стремление к запретам, рамкам, ограничениям — следствие страха перед неопределенностью. Когда мы создаем своеобразную клетку из запретов, правил и забираемся в нее сами или сажаем туда другого человека, мы приобретаем иллюзию контроля над жизнью. Мир необъясним и непредсказуем, человек сложен и непонятен. Жить в такой неопределенности очень тревожно. Запрещая и ограничивая, мы страхуемся от неожиданностей и так справляемся с тревогой. Страховка, конечно, получается иллюзорная», - добавляет эксперт.

В Петербурге примерно половина населения выступает за стабильность и против изменений, говорит социолог Роман Могилевский: «Я помню, что еще в советские годы мы делали социологические измерения. И в том числе спрашивали у людей, счастливы ли они. И многие – в пределах 60% - говорили, что да, счастливы. А когда интерпретировали эти ответы, выяснялось, что люди считают себя счастливыми именно в той среде, в которой они живут: по принципу, если тебя не посадили, соседа не посадили – это уже счастье. Могут ли люди быть довольными в условиях авторитарного натиска? Да, в обществе есть значительный слой, который меряет свои ощущения тем, что «как бы не стало ещё хуже».

В этом смысле лучше посмотреть на молодые – более-менее – поколения, из которых и формируется так называемый средний класс. Они в той среде, где доминируют супер-консервативные ценности, не могут дышать. Отсюда беспокойство, неудовлетворенность, эмиграция. Постепенно этот слой может расширяться, и тогда мы столкнемся с тревожной тенденцией в плане целостности российского общества.

Много ли в городе консерваторов? Треть населения в городе – люди пенсионного возраста. Эта группа, в основном, пока ещё транслирует консервативные ценности. Сюда же следует приплюсовать значительное число людей, зависящих от бюджета: они тоже не склонны к телодвижениям, направленным на инновационность. Они боятся, что мир изменится в худшую сторону. Вот эта, примерно половина, населения – за стабильность и против изменений. О остальные – это группы, ориентированные на рост, но еще не выстроившие стратегию поведения. Переселенцы разных лет. Студенты, которые постепенно освобождаются от старых догм. Все они не являются жесткими оппонентами авторитаризма и консерватизма. Они – люди, которые ищут свое место в новой жизни».  

Что ещё отменяли и запрещали в Петербурге в 2012 году

24 февраля – Полтавченко предложил запретить продажу алкоголя с 9 вечера до 9 утра;

7 марта – вступил в силу закон, запрещающий пропаганду гомосексуализма и педофилии среди несовершеннолетних;

24 апреля – стало известно, что ДК Ленсовета, вслед за ДК им. Газа, отказался принимать на своей площадке спектакль «Берлуспутин», таким образом, гастроли были сорваны;

9 июня – стало известно, что петербургские власти отменили ежегодный фестиваль пива и кваса, который проходил на протяжении последних 13 лет;

1 июля – в Петербурге отменили бесплатную эвакуацию автомобилей. Потом, правда, отменили платную;

1 июля – в Петербурге запретили несельскохозяйственные рынки под открытым небом;

5 июля – в Петербурге сначала разрешили, а потом запретили гей-парад;

Сентябрь – из программы кинофестиваля «Послание к человеку» изъяли фильм сербского режиссера Майи Милош «Клип», ранее запрещенный к показу в России;

10 октября – Законодательное собрание одобрило в первом чтении закон о тишине: возможно, будут запрещены громкие стоны, передвижение холодильников и топот котов;

15 октября – губернатор подписал закон, запрещающий пропаганду насилия над животными.

share
print