Истории

Совет петербуржцам: «Не спрашивайте разрешения у властей и улучшайте свой город»

Универсальный способ организовать публичное пространство – распределить его между бизнесом и уличными художниками. Пусть доходы с рекламы помогут разнообразить рутину мегаполиса. Однако то, что работает где-нибудь в Дании, не всегда применимо в Петербурге. Как мотивировать жителей города участвовать в организации публичного пространства?

Город-мечта российских урбанистов Копенгаген тоже сталкивается с проблемами современного мегаполиса. В центре датской столицы строится кольцевая ветка метро. Трехметровые строительные заборы перекрыли вид на символ Копенгагена – городскую ратушу. Борьба между застройщиками и горожанами идет за каждый сантиметр. Котлованы роют на узких улицах, по которым не то, что проехать – пройти нельзя, поэтому в жилых домах «долбят» новые двери с выходом во двор. Со спутника город выглядит как масштабная стройка, но если спуститься вниз и пройти вдоль заборов, вы почувствуете себя в тихом и уютном Копенгагене. Публичное пространство удалось организовать так, чтобы соблюсти интересы горожан, бизнеса и даже вечно недовольных уличных художников.

Участники этого процесса поделились своим опытом на лекции Центра независимых социологических исследований, которая прошла в среду, 17 октября, в лофт-проекте «Этажи». За метрополитен отвечала Мими Ларссон – магистр социальной антропологии, менеджер проекта «Искусство на ограждениях». Прежде всего, говорит Мими, строительные заборы в Копенгагене не огорожены колючей проволокой и козырьками (вряд ли из-под земли вылетит кирпич). К заборам можно свободно подойти. Половина их площади отдана под рекламу, другая половина с доходов на рекламу заполняется современным искусством.

Кто угодно, будь то художник, или директор детского сада, или просто человек, желающий увековечить свое имя – предлагает метрополитену концепцию определенного участка забора. Среди работ уличных художников, познавательных экспозиций, интерактивных досок затесалось симпатичное граффити в поддержку Pussy Riot. Один из участков приспособили под бар. В нем сделали окно с видом на стройку, достаточно крепкое, чтобы нельзя было провалиться вниз, поставили барную стойку и стулья. Можно взять латте в соседнем кафе, которое отвечает за уборку стойки, и отлично провести время.

Супруг Мими, Рунэ Дрюсен, – специалист в области графического дизайна и рекламы, создатель популярного в Копенгагене городского квеста. Горожане ищут подсказки, связанные с объектами уличного искусства, чтобы обрести секретное сокровище. Иногда подсказки устанавливаются нелегально. Например, mp3-плеер с аккумулятором в люке городской канализации. Чтобы услышать подсказку, нужно приложить ухо к люку. Кроме того, Рунэ является активным уличным художником и «бомбит» улицы Копенгагена граффити с 2004 года.

Современные правила граффити сформировались в 1970-е годы. Руне отметил, что в Петербурге своеобразный подход к этому виду искусства: «У вас больше распространены трафареты – когда из пластика вырезается основа для изображения, и оно копируется на стенах домов. На Западе граффити «тэг» (имя художника) уступает в иерархии «троу-апу» (двух-трехцветному граффити). Поверх «тэгов» можно рисовать «троу-ап», но не наоборот. В свою очередь, «пис» (сложное многоцветное граффити) рисуется поверх всего остального. А трафареты используются редко. В Петербурге, по моим ощущениям, эти правила не соблюдаются».

«На улицах любого города спрятана масса неизвестных, забытых объектов искусства, – продолжает Рунэ. – К сожалению, мы их не замечаем: движемся из точки A в точку B, из дома на работу, не смотрим по сторонам. Прежде всего, нужно помочь людям смотреть на город немного шире. Обычно, проходя по городу, мы смотрим максимум на три метра вверх. Если рассматривать каждое здание от начала до конца – получится слишком большой объем информации для пешей прогулки. Мы хотим, чтобы люди были немного туристами в своем городе. Поднимите голову на Невском проспекте в Петербурге, и вы увидите, например, волосатые подмышки атлантов на дворце Белосельских-Белозерских».

«В галерее, так называемом «белом кубе», вы готовите себя к восприятию искусства. Подозреваете, что будете обрадованы или рассержены. На улице же вы не готовы к восприятию искусства, поэтому оно может произвести больший эффект. Вы почувствуете, что объект сделан словно специально для вас», – отметил художник.

Опыт датчан универсален, его можно применить в любом городе. Однако энтузиазма у жителей и властей Петербурга куда меньше, чем у европейцев. Как помочь петербуржцам обратить внимание не только на свою собственность, но и на подъезд, двор, улицу и площадь города?

Мими Ларссон: «Главный способ поднять интерес людей – это начать делать что-нибудь самому. И тогда люди будут раздражены. Первое, что можно услышать, занимаясь уличным искусством, организацией общественного пространства, – это критика. Делайте что-нибудь, но делайте это временно. Отвечайте на вопросы людей: «Я понимаю ваше раздражение, но это всего лишь на шесть месяцев». И тогда люди отступают и говорят: «ОК, шесть месяцев – не так уж плохо». Начните диалог, и люди отреагируют».

Рунэ Дрюсен: «Чтобы заразить людей, вы должны заниматься делом со страстью и рвением. Некоторые вещи приходится делать нелегально или не совсем легально. Власти на любые согласования отвечают: «Нет и еще раз нет». Поэтому не просите разрешения, вы потеряете время и страсть, просто поднимите задницу и занимайтесь изменениями сейчас. Если у вас в руке пицца и бутылка пива, и пришла в голову идея, не ждите. Берите пиццу, делайте лицо кирпичом и начинайте работать. Будьте вежливы с властями и прохожими, но делайте. Сохраняйте спокойствие – люди будут думать, что все согласовано. Что это ваша работа и она ужасно скучна. Кто-то кашляет за плечом – не обращайте внимание. И не работайте по ночам – это может вызвать подозрение. Прямо посреди дня, при большом скоплении людей».

share
print