Истории

Как Обводный канал из серого сделать задорным: велодорожки, теплицы и картинги

Будущее кварталов вокруг Обводного канала – точней говоря, вокруг «Красного треугольника» - молодые архитекторы не связывают с промышленностью. Одни считают, что там должны появиться спортивные объекты, другие настаивают на центре современного искусства. Кто-то предлагает сделать зону свободной от транспорта, кто-то настаивает на общественном. В рамках форума «Будущий Петербург» прошла презентация четырех проектов молодых архитектурных коллективов, коим предложили разработать концепцию по изменению облика внутригородских промышленных зон.

В Петербурге промзоны именуются серым поясом города. Пояс где-то повторяет очертания Невы, потому что продукцию иначе чем по воде вывезти было невозможно. Таковы, например, «Балтийский завод» и «Силовые машины». Девелоперов давно интересует Выборгская сторона, где площадь промзоны составляет не менее 15 квадратных километров, территории вокруг Охты – впрочем, этот район далек от центра и чересчур депрессивен, квартал между Дальневосточным и Октябрьской набережной, кварталы вокруг Невской заставы – тем более, что там рано или поздно возведут магистраль Фаянсовая-Зольная. Дальше движемся на запад – и понимаем, что окажись мэром Петербурга Лужков, он не оставил бы камня на камне от нынешней Лиговки. Да и квартал улицы Салова не помешало бы облагородить: там теперь есть метро, с постройкой уже упомянутой переправы получится прекрасная магистраль-хорда Благодатная – Салова – Фаянсовая, а дальше – как получится. То же можно сказать про кварталы вокруг Уральской улицы, кои придется преобразовывать после постройки моста через Серный. Но начать, конечно, следовало с Обводного канала, который считается южной границей центра, а конкретно – с цехов резинового завода. Сейчас в бывшем «Красном треугольнике» имеют офисы 150 юридических лиц. Эту коммуналку надо расселять и облагораживать.

Европа все это уже проходила – выход неэффективных промышленных предприятий за город или, увы, в небытие, покинутые корпуса, трэш и разруху. Кстати, для оценки студенческих проектов на круглый стол пригласили архитекторов из Копенгагена, Ванкувера и Хельсинки.

Итак, в одном зале презентовали проекты реконструкции Обводного, он же – Южная часть Измайловской перспективы, круг радиусом 2 км вокруг Балтийского вокзала, т.е. с захватом и северной набережной тоже. Примечательно, что в соседнем зале в это время обсуждали транспортное будущее Петербурга, и у тамошних ученых были свои виды на Обводный канал. Во всяком случае, превращать восьмиполосное движение в шестиполосное, а то и вовсе отдавать набережные в пользу одного только общественного транспорта они бы точно не позволили.

Проект «Энергия связей» сделал, понятно, ставку на связи. Во-первых, предложил велодорожку «Новая Голландия – Красный треугольник» (первые инвесторы очевидны – велоклубы, веломагазины), во-вторых, подал идею пустить по старым железнодорожным путям аттракционный трамвай или трамтрейн (второго отличают высокие токоприемники). Конечно, разного рода скептики, включая корреспондента «МР», усомнились, что ОЖД так просто передаст городу свои территории, а кто-то заявил, что от рельсов уже ничего не сталось, но почему бы не помечтать. Затем, продолжали разработчики, мы построили бы пешеходный мост к Митрофаньевскому шоссе, сделаем пешеходной площадь перед Балтийским вокзалом, а автобусное кольцо перенесем к Варшавскому. Не забыть и аэроэкспресс до «Пулково». На втором этапе продлевается Киевская улица, на третьем – Лиговский проспект. Внутри зоны будут торгово-прогулочные галереи, гостиницы и музей резиновой обуви. Для тех арендаторов, которые согласятся участвовать в преобразовании, будут действовать льготы, так что менять адрес им не придется. Ну а остальных потихоньку вытеснят. Музей железнодорожной техники останется на прежнем месте, как и депо, которое тоже станет музеем.

Rara Structure предложила постепенно насыщать квартал новыми объектами – это так называемое пористое освоение. Сначала появляются несколько новых точек внутри квартала, в которых кипит жизнь, потом образуются связи между ними, например, с помощью тех же велодорожек, а затем на самих этих дорожках появляются новые точки. И в основном, тут должны появиться спортивные объекты, тем более, что скалодромы уже есть. Нужен картинг, плюс еще немного офисов и апартаментов, но они, понятно, на любителя.

Проект «Проницаемость». Зеленая зона слева от бульвара Циолковского, дизайнерские галереи. Разработчики обратили внимание на отсутствие зелени в районе, но почему-то просчитались, решив, что в районе имеются в большом количестве жилые дома. А это не так. В результате разработчики решили сделать ставку на первый мебельный квартал. По их версии, район должен иметь две функции: транспортного узла и центра современного искусства. Сродни центру Жоржа Помпиду в Париже и Кианзи в Хельсинки.

Последний проект носил название «Мембрана» - и здесь авторы планировали начать с формирования новой среды. Обводный канал теряет свою транспортную функцию, заявили архитекторы. – Следует насытить квартал креативными людьми. Что можно еще сделать? Зеленые теплицы для выращивания овощей. Развивать муниципально-частно-общественное партнерство. Искать сообщества конкретных экономических агентов. Не выживать арендаторов  через налоговую, а вместе с ними строить будущее этого квартала.

Таким образом, каждый из архитектурных коллективов высказал по одной-две здравых мысли, но в целом ни один проект не удостоился у критиков абсолютной похвалы. Так, датский архитектор Ян Гейл отметил, что все исследования проводились в рамках отведенного района, а следовало бы подумать о городе целиком. В любом случае, пускать по отдельности пешеходную зону и общественный транспорт – бессмысленно. Сам Гейл предложил сделать одну из набережных пешеходной (наверное, северную, ведь к южной примыкает ЗСД), построить несколько домов с видом на воду… и, конечно, посадить побольше зелени. Зато петербургский архитектурный критик Алексей Лепорк понес конкурсантов по кочкам:

Никакой связи с реальностью – раз. Пора осознать, что Обводный есть и будет важнейшей транспортной артерией - два. Танцевать надо от конкретных точек, а не от абстрактных, которые сейчас спрятаны где-то в глубине промзоны. Бессмысленно искать среди корпусов место для некой главной площади квартала, когда она уже известна – площадь перед Балтийским вокзалом. Не надо зацикливаться на велодорожках, ибо у нас севернее, чем в Копенгагене. Подумать о тех людях, которые там будут гулять, в том числе – об алкоголиках и привокзальной шантрапе. Не забывать об уже имеющихся памятных объектах, например, о бане.

При этом все прекрасно помнят, что глубина Обводного канала – не больше полуметра, вода – известной чистоты. Засыпать его, конечно, не будут, но так же не будут рассчитывать, что созерцание водной глади будет кому-то доставлять удовольствие. Очистить канал можно только одним способом – прорубив несколько дополнительных каналов, чтобы вода хоть как-то циркулировала. Но таких идей ни у кого в планах нет.

share
print