Истории

Сбиваемые сосульки в Петербурге корежат автомобили: прошлогодний опыт ничему не научил

В Петербурге появились первые жертвы сосулек - не только среди людей, но и среди машин. Наледи, которые скалывают кровельщики, падают на крыши припаркованных авто и сминают их до неузнаваемости. А суды не всегда становятся на сторону пострадавших автомобилистов. «Мой район» выяснял, почему коммунальщикам не так часто удается договориться с водителями и легко ли отсудить деньги на ремонт и за моральный ущерб.

Работа коммунальщиков

Самые больше сосульки появляются после оттепели - поскольку у нас сильных перепадов температур еще не было, то все «самое интересное», получается, впереди. Пока что наледью было разбито около 60 машин в разных районах города, но преимущественно – в центральных. Как пояснили «МР» в полиции, на 10 пострадавших машин приходятся четыре из центра и припаркованных на улице, три – из центра и стоявших во дворе, две – из района «сталинок» и одна – в новостройках. Плоские крыши домов в новых микрорайонах, во-первых, не обледеневают, во-вторых, машины там обычно не ставят вплотную к стенам. Настоящая опасность – обледеневшие застекленные балконы, но их, к счастью, осталось не так много.

Странно, что машины разбивают во дворах. Это на улице можно припарковать, где попало: «ах, как повезло - целая улица свободна». Объявление на столбе – не заметить. Во дворе в центре, куда так просто не въедешь, пропустить такое объявление невозможно. Да и въезд туда сообразительные кровельщики, скорее всего, перетянут ленточкой. Но ЧП все равно случаются.

Василий, водитель «Чери Амулет» ставил свою машину в окрестностях Вознесенского проспекта. Оставлял, бывало, и на несколько дней. «И однажды увидел чудную картину: продавленная крышка багажника и разбитое стекло. Судя по габаритам, на нее приземлились две не очень большие сосульки. Поскольку после того, как я оставил там машину, прошло уже три дня, можно было только догадываться, что произошло: обвалились эти сосульки сами или их сбросили кровельщики. Страховки у машины не было. Но потом мне умные люди сказали, что судиться с жилкомсервисом можно в любом случае. Поэтому я вызвал ГИБДД, меня послали к участковому, тот сказал, что раз машина стояла на дороге, а не во дворе, все равно должна разбираться дорожная инспекция. Все же мне удалось уговорить участкового выдать справку, а дальше все оказалось неожиданно просто. Как выяснилось, в жилкомсервисе знали про мою машину и ждали обращения. Даже успели договориться с каким-то автосервисом. Крышку мне выровняли прямо рукой, а стекло, конечно, пришлось менять, и довольно дорого, потому что оно с подогревом. Но ничего, поменяли… Хотя я считаю, мне просто повезло».

Стоит отметить, что Василий, по его словам, имеет некое отношение к службе судебных приставов и даже номер на его машине – хоть и частный, но в соответствующей рамке. Впрочем, не исключено, что желание жилкомсервиса сразу пойти навстречу – просто совпадение.

Работа страховщиков

По словам директора по маркетингу СГ «АСК» Татьяны Долининой, каждый год практически каждая страховая компания вынуждена выплачивать деньги на ремонт застрахованных по КАСКО машин. «Все машины, если застрахованы по КАСКО, получат выплату в случае повреждений от наледи, вне зависимости от того, стояла она в разрешенном или запрещенном из-за кровельных работ месте, - говорит Долинина. – Если выясняется, что жилкомсервис не предпринял превентивных мер, не выставил ограждения и не повесил объявлений, тогда есть шанс вытребовать часть выплат через суд. Но клиента это уже не будет касаться».

Правда, даже те автомобилисты, у которых есть полис, попав под ледяной удар, по-разному описывают последствия. «Вызвал полицейского. От падения глыбы треснуло лобовое стекло и, само собой, прогнулась крыша. В общем, вписывать в протокол стекло страж порядка наотрез отказался. Вызывать страхового комиссара после этого и смысла не имело… Получил я за крышу своего «ланоса» 15 тысяч рублей, стекло менял уже за свой счет. Обидно, что машину-то я собирался продавать, и после ремонта, следы которого были, конечно, заметны, цена упала процентов на 20. Не отсуживать же мне эти деньги с коммунальщиков? И главное – теперь не знаю, что делать. Совсем не ездить в центр? Каждый час бегать и проверять, не начали ли сброс? Неужели так трудно четко прописать в правилах: где, когда и как будут оповещать о сбросе снега и как далеко от тротуара надо ставить машину», - рассказал один водитель.

В арсенале коммунальных служб – стулья, вокруг которых обматывают ленты; бумага, на которой пишутся объявления; коробки, что покрывают уязвимые части машин, которые не уехали, несмотря на предупреждения и повреждения. Стоит отметить, что с каждым сезоном кровельщики готовятся к операциям по очистке крыш от снега и наледей все лучше. Сначала просто расставляли на крыше и капоте коробки, потом начали лепить бумажки-предупреждения, а теперь (наконец-то!) натягивают ленты. Коробки (или старые матрасы) теперь достаются только явным «подснежникам» - брошенным машинам. Сейчас машины, которые стоят в самых опасных местах, обычно грузят на эвакуатор и отвозят подальше. Потом или возвращают на прежнее место или, что более вероятно, оставляют там, куда перевезли. Автомобилистам, понятно, не нравится и такое обращение. Но большинство все равно считает такой подход наиболее корректным. Плохо только, что эвакуатор не всюду может подъехать.

Работа юристов

Судебные процессы против жилкомсервисов – явление нечастое, ведь такие дела обычно решаются полюбовно. Коммунальщики знают, что платить им придется все равно - тогда зачем разоряться еще и на издержки? Исключения однако бывают. В позапрошлом году водитель вчинил василеостровским коммунальным службам иск на 122 тысячи рублей за ремонт покореженной «тойоты» и 70 тысяч - за моральный ущерб. Такая большая сумма объяснялась тем, что глыба чуть не убила самого водителя. Но в суде он это доказать не смог, поэтому во второй части иска ему было отказано.

«Алгоритм действий одинаков, вне зависимости от того, упала ли сосулька сама или ее сбросили кровельщики. Все равно за состояние крыш отвечают они, - говорит автомобильный правозащитник Александр Холодов. – И неважно, были ли вокруг развешаны объявления о будущей расчистке. Вы могли их не заметить. Итак, первое. Зафиксировать повреждения сразу, как заметили. Сфотографировать, найти свидетелей. Вызвать полицию. Получив протокол, гнать машину на независимую экспертизу, чтобы там посчитали ущерб. Подавать в суд».

Кто будет платить по суду - жилкомсервис или ТСЖ, артель кровельщиков, нанятая этим самым товариществом, или лично тот кровельщик, который отколол злосчастную льдину - вас уже не волнует. Да, очень может быть, что местные жители вас проклянут, ведь ТСЖ снимет деньги именно с них, пусть и завуалированным способом. С другой стороны – строители свою гражданскую ответственность страхуют, а что мешает это делать кровельщикам?

share
print