Истории

Как Полтавченко, Милонов и казаки повлияли на прирост паствы для РПЦ

Петербург успешно отпраздновал Рождество и готовится к Крещению. В прошлом году рождественские службы посетили 200 тысяч петербуржцев - в 2013-м «статистику» пока не озвучили. В любом случае, в храмах было не протолкнуться. Купания в проруби во время Крещения должны войти в Книгу рекордов благодаря своей массовости. «Мой район» выяснял, действительно ли все больше петербуржцев поворачиваются лицом к религии, и если да, то чья в этом заслуга.

В Петербурге, по оценкам как священников, так и социологов, наплыв посетителей в храмы в это Рождество был больше, чем в 2012 году. В онлайне православная активность также усилилась: в социальной сети «ВКонтакте», например, сейчас 128 петербургских тематических сообществ, а год назад было меньше ста.

«Мне кажется, интерес к православию у людей достиг пика, - заявил Роман Могилевский, руководитель Агентства социальной информации. – Именно интерес, а не собственно вера. Он больше, чем в конце 80-х, и проявляется по-разному. Не совсем уместно тут слово «пиар», но, думаю, он сыграл свою роль. Проблема в том, что, как показывают недавние исследования, человек, искренне называющий себя православным, на самом деле держит модель поведения, которая больше подходит неверующему. Он не ходит в храм, не знает ни одной молитвы (не говоря уж о том, чтобы их читать), не крестится перед едой… То есть по глубине своего погружения в религию наш условный православный заметно отличается от, например, католика. Может, это и к лучшему, что в поведении крепко сохраняется рационализм, по крайней мере, люди будут пытаться сами решать свои проблемы».

О том, что такое настоящие прибавление паствы, «Моему району» рассказал иерей Алексий Галкин, глава молодежного отделения Петербургской епархии: «В этом году я не мог во время рождественского богослужения пройти по храму с кадилом – храм рассчитан на 400 человек, пришло больше 300. А в прошлые годы такого наплыва не было. Мне даже пришлось просить: пропустите батюшку. Но людям некуда было отступить…

Это был самый обыкновенный храм – Анны Кашинской, на Большом Сампсониевском проспекте. И заметьте: новые храмы строятся, а наплыв все равно большой. Конечно, от личности священника тоже много зависит: где-то больше народа, где-то меньше, но главное очевидно - церковь развивается, прирастает своими чадами. Я вижу много молодежи, хотя вообще масса новых прихожан – довольно разнообразная. Это и те люди, которые явно давно ходят в церковь, просто почему-то стали в наш храм ходить недавно. Наверное, переехали в этот район. А кто-то покрестился давно, но никогда не ходил. А теперь стал ходить.

Не могу не отметить, что с приходом к власти губернатора Полтавченко стало больше храмов, люди воспряли духом, в общем, я вижу в его правлении только плюсы. Людям приятно, что главный человек в городе – тоже верующий, особенно когда он посещает даже маленькие часовни. Новые храмы, новые иордани на Крещенье – губернатор задает тон, и у верующих людей раскрываются души. Подражая ему, они тоже ходят по храмам, хотя раньше сидели по домам».

Диакон и богослов Александр Мусин, прямо скажем, не являющийся поклонником современной Русской православной церкви, заявил, что отношение в массе людей к религии не изменилось. Чего нельзя сказать об отношении к РПЦ – оно пошатнулось и очень сильно. Прошлогодние скандалы не прошли даром.

Ближайший пример: 19 января у Петропавловской крепости пройдет массовое купание в проруби-иордани, которое, возможно, попадет в Книгу рекордов Гиннеса (соответствующая заявка уже подана). Организаторы рассчитывают, что в прорубь окунутся не менее тысячи человек. Что может означать это массовое участие в религиозном обряде – небезопасном и некомфортном?

«Только то, что это провинциальная деревенская традиция, которая рисует Петербург в очень невыгодном свете, - заявил Александр Мусин. - Затопленность православного Петербурга низкопробной псевдокультурой и псевдоверой. Замена веры на суеверия.

А с настоящей верой все плохо: роль дяди Жоры (Полтавченко -  «МР») в процессе отвращения петербуржцев от православия будет еще больше усиливаться. Во-первых, православный чекист - это просто нонсенс: людоед по определению не может быть христианином. Во-вторых, причудливая смесь у него в голове насчет классовой борьбы с сосульками - плюс классические, взятые из семинарских учебников, христианские образы насчет того, что Христос на облаке с ангелами нас защитит – все это приведет к тому, что люди разочаруются и в Церкви, и в земной власти. Градоначальник должен не рассуждать о Страшном суде и  «классовых врагах» в виде наледи, а заставлять своих подчиненных чистить крыши. Человек живет в собственном мире, который к городским проблемам не имеет отношения.

Это во-первых. Во-вторых, появление таких людей, как Милонов, заставляет людей выйти из пограничного состояния. Они же понимают, что религия для многих теперь – это, говоря модным словом, социальный лифт. Хороший способ подняться - организовать людей якобы для благого дела. Православные активисты, пиарясь на церкви, благими намерениями мостят дорогу в ад. Я имею в виду тех амбициозных личностей, которые создают сайт для жалоб на директора Эрмитажа Михаила Пиотровского (создание сайта все-таки требует ума и энергии). Индифферентные люди могут, конечно, проявить больший интерес к православию, но нам это будет незаметно. Усилия активистов даром не проходят, поэтому людей, которые называют себя православными, в массе становится больше».

share
print