Истории

На взятки и крыс малые бизнесмены Петербурга могут пожаловаться в интернете

В Петербурге работает интернет-сервис, который позволяет малому бизнесу – держателям парикмахерских, владельцам небольших магазинов и прочим – пожаловаться на свою проблему и получить бесплатную помощь эксперта. «Мой район» узнал, на что чаще всего сетуют предприниматели и чем им могут помочь «в интернетах».

Петербуржцы уже усвоили: если видишь гигантскую лужу или сосульку – надо жаловаться по адресу «красивыйпетербург.рф»; если протекает крыша – можно написать на «Заливает.СПб»; если в подъезде сто лет не чистили вентиляцию – то это на «РосЖКХ» и так далее. Интернет-сервис «Волокита.нет», призванный помочь малым предпринимателям – самым угнетенным в городской бизнес-иерархии – был запущен еще до «бума» гражданских интернет-проектов, в конце 2011 года. Всё ещё работает в тестовом режиме – но обращаться, жаловаться, кляузничать можно: вам ответят.

«Критическая масса проблем у малого бизнеса существовала всегда. Они связаны не только с властями, но и с тем, что сами предприниматели зачастую не понимают некоторые законы, - рассказывает директор по связям с общественностью портала  Владислав Цветков. – И вот оказалось, что нет ресурсов, на которых предприниматель мог бы получить консультацию. Не пожаловаться на то, что чиновник – плохой, а вести аргументированную дискуссию. Наш ресурс – для неполитизированных дискуссий».

Обратиться за помощью очень просто: на титульной странице сайта нужно нажать на одну из двух кнопок – «рассказать» (и тогда вы получите консультацию) или «пожаловаться» (идет в раздел «кляузы»: в данный момент он почему-то пуст). Сообщения попадают модераторам проекта: многие предприниматели не хотят, чтобы их вопросы становились достоянием общественности – такие истории на сайте не вывешивают, заявителям отвечают лично. Все (прямо скажем, немногочисленные) неанонимные сообщения вывешены с указанием имени-фамилии и названия компании предпринимателя. Вопросы направляются экспертам: из Высшей школы менеджмента, Союза малых предприятий и других структур – специалисты отвечают по мере наличия свободного времени (обычно в течение суток).

Сейчас, говорит Владислав Цветков, авторы проекта решили больше ориентироваться на молодых предпринимателей (25-35 лет), которые хотят работать в рамках правового поля (то есть без взяток): возрастные клиенты, мол, и так знают пути решения (часто не очень законные) своих проблем.

Вот по поводу каких проблем чаще всего обращаются представители малого бизнеса (по версии портала «Волокита.нет»):

- счета за электричество: подключать малый бизнес к электросетям могут годами (сейчас задержки до четырех лет) – всё это время предприниматель, не имея договора, вынужден платить огромные деньги. В прошлом году некоторым бизнесменам приходили счета на 2 млн рублей. Для бизнеса это стопроцентное разорение. «Я знаю, что многие затормозили свои проекты. Потому что «давать на лапу» они не хотят», - говорит Владислав. В декабре 2012 года предприниматели направили обращение Георгию Полтавченко - просили помочь. Ответа пока не было.

- жалобы по поводу действий проверяющих инстанций и отдельных чиновников.

- вопросы по 89-му Федеральному закону («Об отходах производства и потребления»). «Главная претензия: нет нормированной процедуры. Например, физическое лицо, по сути, не может самостоятельно сдать отходы. Если я, например, торгую аккумуляторами и могу также принимать отходы, а потом сдавать… всё равно, как выясняется, у нас их не утилизируют. Между тем, среди молодых предпринимателей идет активная «зеленая волна»: многие из них – люди в возрасте 27-30 лет, вернувшиеся в Россию из Европы – они хотят настроить бизнес с точки зрения экологических процессов», - рассказывает Владислав Цветков. 

Истории, которые рассказывают предприниматели

Анонимная. В одном из районов города сформировалась инициативная группа из бизнесменов: они выступают против представителя местной администрации. Предприниматели говорят, что чиновник вымогает деньги. В противном же случае тормозит любые инициативы бизнеса. А когда люди пытаются выяснить, в чем дело – отвечает в хамской форме. «Компромат» на чиновника направили в прокуратуру. Чем закончится дело – пока неясно.

Крысиная. Рассказала директор сети парикмахерских Елена Сердюкова: «Мне позвонил некий «Городской центр дератизации» (по борьбе с крысами и насекомыми) и сообщил, что я до сих пор не заключила с ними договор об обслуживании. Я уточнила, а почему я должна с вами его заключать, ведь никаких проблем с крысами у меня нет? На что мне ответили, что они – муниципальная городская организация: когда-то давным-давно СЭС распалась на три подразделения – Роспотребнадзор, Городской центр дератизации (ГЦД) и еще какую-то структуру, название которой они не помнят. Соответственно, поскольку они – государственное образование, то периодически будут устраивать проверки. И если в результате этих проверок выясниться, что у меня нет с ними договора, на наши парикмахерские будут накладываться штрафы. Подобные проверки, по их словам, вроде как устраивает Роспотребнадзор, а чтобы он меня не трогал, я должна заключить договор с ГЦД: якобы все мои данные они пересылают в Роспотребнадзор, чтобы те не штрафовали меня и более лояльно ко мне относились. Девушка из ГЦД звонит мне регулярно, практически в приказном порядке требует реквизиты для составления договора и всячески принуждает меня его подписать. За свои услуги они просят около 6 000 рублей в год». (Ответ эксперта: по закону, договор на услуги дератизации парикмахерской действительно надо заключить – но совсем необязательно с ГЦД, это можем быть любая другая компания).

Светофорная. Рассказал Олег Малышев, гендиректор центра фермерской торговли «Озерки»: «На въезде в наш центр находится перекресток на Каменку, который доставляет нам огромное множество хлопот: перекресток небезопасный (в связи с отсутствием светофора), здесь постоянно происходят аварии и наезды на пешеходов. Мы обратились к губернатору с просьбой способствовать скорейшему установлению светофора на злополучном перекрестке, на что получили ответ: установка есть в плане работ, но вот когда именно она осуществится, никто не знает. Мы уже своими силами пытались разрешить ситуацию – оборудовали за свой счет дополнительный и более безопасный въезд в центр, ситуация улучшилась, но остается сложной. Острая необходимость в светофоре осталась». Редакция «Волокита.нет» направила запросы в ГИБДД и профильный комитет Смольного: выяснилось, что светофор на перекрестке-убийце собираются установить до 2015 года. Вообще же, как рассказал Олег Малышев корреспонденту «МР», волокита со светофором длится давно: предприниматели три года писали во все инстанции - без толку. Выяснили лишь, что светофор должны были установить в 2011 году - и проект, и финансирование были. Но потом в городе сменился губернатор - «на колу мочало, начинай сначала». Пару раз в неделю на перекрестке «стукаются» автомобили, регулярно случаются и наезды на пешеходов. Сейчас при помощи редакции «Волокита.нет» предприниматели собрали подписи под обращением к губернатору.  

Мнения:

Алексей Третьяков, председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Петербурга: «На мой взгляд, подобные проекты городу нужны. Востребованы будут ресурсы трех типов. Первый: информационный – где предприниматель, который пребывает в неведении о том, что есть простое решение его проблемы, сможет получить нужные данные. Второй – информационно-технологический: где прописаны алгоритмы решения типовых проблем. Третий – форумы, где предприниматели смогут обмениваться опытом. Это могут быть и проправительственные, и гражданские проекты: кашу маслом не испортишь».

Сергей Веснов, глава Ассоциации малого и среднего бизнеса Петербурга: «Конечно, такие проекты, как «Волокита.нет», нужны. Там работает молодая команда, со свежим взглядом. Что должно быть на сервисном портале, который был бы удобен лично мне? Стандартный набор. Во-первых, обратная связь: чтобы было понятно, куда, как и по каким вопросам обращаться. Консультации проверенных юридических организаций. Ну и публикация рейтингов: например, «самые волокитные организации Петербурга» - чтобы предприниматель понимал, куда он идет».   

share
print