Истории

В НИИ генетики на Варшавском шоссе разводят микробов, красят рыбу и плетут паутину

В коллекции НИИ генетики на пересечении Варшавского шоссе и 1-го Дорожного проезда сегодня находится 15 тысяч штаммов

В коллекции НИИ генетики на пересечении Варшавского шоссе и 1-го Дорожного проезда сегодня находится 15 тысяч штаммов. Они активно используются в фармацевтике, медицине, пищевом производстве, животноводстве.

Синтез. Сейчас в лаборатории ферментации института идет синтез интерферона длительного действия. «Сам по себе этот антивирусный белок, применяющийся не только при насморке, но и при лечении рака, гепатита С, герпеса, очень нестойкий, в организме распадается через три-четыре часа», — говорит Александр Глазунов, завлабораторией НИИ.

Опыт. Для исследований сотрудники НИИ используют подопытных мышей.
Интерферон был среди основных тем института еще в середине восьмидесятых. Микроорганизмы, которые синтезируют его быстро и в большом количестве, а также сама технология производства генно-инженерных лекарств разработаны здесь же, в Чертаново.

Проекты. «Есть фундаментальные исследования, которые идут от внутренней логики науки, а есть конкретные заказы — они решают прикладные задачи и, будучи профинансированными, позволяют институту существовать и развиваться», — говорит Владимир Дебабов, научный руководитель института. Первые двигают вперед теорию, вторые отвечают практической потребности.

Паутина. Но есть исследования и на стыке. «Например, синтез паутины. Это очень прочный и в то же время эластичный материал, аналога которому химики пока не получили», — рассказывает Дебабов.

Ученые взяли гены из паутинных желез, перенесли их в бактерии, получили белок, из которого состоит паутина, и сейчас заняты прядением нити и пленки.
Ученые взяли гены из паутинных желез, перенесли их в бактерии, получили белок, из которого состоит паутина, и сейчас заняты прядением нити и пленки. Работа идет совместно с НИИ трансплантологии — паутина биологически совместима с человеческим организмом, против нее не вырабатываются антитела, из нее будут делать каркасы для органов, которые нужно восстановить.

«Формируют, например, каркас печени, засевают его печеночными клетками, ждут, пока он вырастет, и переносят в организм, через некоторое время паутина полностью рассосется», — говорит Дебабов.

Красная рыба. Среди недавних разработок НИИ генетики — биотехнология производства каратиноидов, в частности астаксантина — пигмента, который придает красный цвет форели, семге, кете, горбуше. По словам Дебабова, в природе он синтезируется крилем, которым питается рыба, а при искусственном разведении на рыбных фермах кормовая база совсем другая, и мясо остается белым.

«Сейчас рыба подкрашивается астаксантином, который получен химически, но наш, полученный с помощью микробов, ближе к природному», — говорит он.
Штамм — чистая культура определенного вида микроорганизма, у которого изу-
чены морфологические и физиологические особенности.
Источник: Большая Советская энциклопедия.


Планы. «Мы начали переоборудовать два этажа под полный цикл микробиологического производства: вырастили культуру в нужном количестве, выделили белок, почистили — и можно отдавать на испытания», — говорит Владимир Дебабов. «Это прообраз будущего производства, который потом можно масштабировать, то есть будем проектировать не только микроорганизмы, но и заводы», — добавляет он.

НИИ генетики

НИИ генетики и селекции промышленных организмов обосновался в Чертаново в 1974 году. Сначала институт помещался в школе на Дорожном, 8, в 1986 году он въехал в нынешнее здание.
В советское время в НИИ работало около 600 сотрудников, в начале девяностых примерно 250 из них уехали за границу. В сложные годы НИИ выжил за счет своих наработок, например, в Японию была продана лицензия на производство штаммов, создающих аминокислоты.
Сегодня НИИ генетики по статусу федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП).

share
print