Истории

Зачем петербуржцам автомобили, если от них столько проблем

Недавно Россия победила в пробочном рейтинге Европы: наши пробки - самые длинные и самые несвоевременные (то есть бывают даже ночью). В Петербурге зарегистрировано почти 2 миллиона автомобилей. Как бы быстро ни европеизировался наш город, до такого тренда, как отказ от автомобиля, мы явно не дозрели.

 

Социологи и психологи говорят, что стремление во чтобы то ни стало владеть машиной – это не только дань комфорту и независимости, но и ощущение самореализации. А значит, чтобы пересадить людей на автобусы-трамваи, требуется не только улучшить работу общественного транспорта, но и вручить гражданам некий бонус, который позволит им чувствовать себя взрослыми, состоявшимися, заслуживающими уважения.

Представитель Открытой лаборатории «Город» Софья Чилингарова напомнила, что машина обычно обходится людям в 1-3 года напряженного труда: неважно, в кредит она бралась или нет. Уже поэтому авто для многих – символ достижения. Есть, конечно, и другие мотивации – плохая работа общественного транспорта, плохая пешеходная инфраструктура как в центре, так на окраинах, желание что-то изменить в своей жизни.

Даже если смольнинские комитеты расстараются и сделают общественный транспорт столь же комфортным, как в Европе, пробки на дорогах не уменьшатся, а трамваи будут ходить полупустые. 

Петербургские автомобилисты из сообщества spb_auto объясняют, почему они все равно будут пользоваться машинами, даже при дорожающем бензине, при плате за парковку, которую вот-вот введут, или при невозможности найти парковочное место, если парковка останется бесплатной:

- Машина дешевле, чем маршрутка-метро-маршрутка. И тем более дешевле, чем электричка плюс автобус, если ехать на дачу.

- Машина – реальная замена рюкзаку, палатке, электричке, пешим походам и такси по ночам.

- Схема моих передвижений не совпадает с общественным транспортом.

Получается, что существующая сеть общественных перевозок – не такая богатая, как хотелось бы. Также выходит, что стоимость поездки на метро или маршрутке – пусть и ниже, чем в Европе, но сэкономить все равно не дает. Круглосуточное метро, может, уменьшило бы армию автомобилистов, но еще эффективнее сработала бы система уличных автопрокатов. Это когда машину можно взять напрокат в любом месте, главное – чтобы была специальная карта.

- Машина помогает зарабатывать деньги. Машина – естественное вложение капитала.

Профессор кафедры политической психологии психологического факультета СПбГУ Ольга Дейнека поясняет: вполне естественно, когда люди вкладывают деньги в автомобили, ведь даже профессиональные экономисты – банкиры, финансисты – предпочитают не держать деньги в банке, в том числе в виде ценных бумаг, а вкладывать их во что-то ощутимое.

«На первом месте, конечно, недвижимость, на втором – автомобиль и то, что с ним связано, например, место в паркинге, - говорит Ольга Дейнека. – Это, так сказать, рациональные мотивации. Есть также иррациональные. И стереотип «безлошадный мужчина есть не до конца состоявшийся» - из их числа. То, что серьезный человек, прежде чем покупать автомобиль, сначала озаботится вопросом, где он его будет хранить и на что содержать, почему-то не учитывается. Наша молодежь из года в год наступает на одни и те же грабли. Если машина – то, конечно, иномарка. Потому что она комфортней, это бесспорно. Денег нет на новую, возьмем старую. Или древнюю. Придется ее чинить – ничего, как-нибудь справимся. Куда как логичнее купить отечественную новую машину, попользоваться два года и купить другую. И в этом же ряду стоит главная причина – потребительское отношение ко всему. Это власти должны заботиться, чтобы улицы хорошо убирались. Это не я должен убирать машину с обочины, когда ее будут чистить, а власти должны подгонять эвакуатор, который поднимает машину, чистит под ней и опускает на место. А если дворник ее при очистке повредит – то пусть платит за ремонт».

Получается, что армию автомобилистов плодят сами власти – своим хорошим отношением. Чем больше денег будет тратиться на общественный транспорт и чем меньше – на обеспечение комфорта для личного, тем быстрее возникнет перевес в сторону автобусов и трамваев.

 

Мнение

 

Директор Центра независимых социологических исследований Олег Поченков напомнил, что для молодых, особенно тех, кому еще рано получать права, таким же символом стали айфоны и айпады: «И зря мы ожидаем, что потребительская модель поведения вдруг растает – всего через 10 лет после начала всеобщей автомобилизации. На самом деле, нужно, чтобы прошло лет 30 – примерно на столько мы сейчас отстаем от Запада. В 2040 году будет престижно ездить на маленьких автомобилях – не потому, что они якобы дороже, а потому, что наносят меньший вред окружающей среде. Или вообще пользоваться общественным транспортом, тем более, уважаемые люди так и делают. Сейчас у нас тоже есть люди с таким мышлением, только их единицы. Не знаю, что сейчас можно предложить вместо автомобиля человеку, желающему ощутить свою значимость. Например, возможность как-то влиять на жизнь вокруг себя, что-то менять в мире. Собственно, в других странах так и делается».

share
print