Истории

В Петербурге идет имитация борьбы за ЖКХ: в итоге на горожан наплевать всем - от жилкомсервисов до ТГК

В Петербурге объявлена война «коммунальному беспределу». Жилкомсервисы уже горько раскаялись за свою попытку получить с граждан деньги за чересчур «хорошую» работу отопительных служб. В результате в ближайший месяц граждане получат щадящие по сравнению с январем квитанции, но ничуть не выиграют, потому что прощать долг им никто не собирается. А жилкомсервисы будут решать, как его вернуть: то ли добиться, чтоб плату за отопление включили и в летние месяцы, то ли экономить - например, на дворниках или кровельщиках.

В марте все петербургские жилкомсервисы получили письма от ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» (именно он рассылает нам розовые квитанции). В этих посланиях был шаблон других писем: которые жилкомсервисы должны направить обратно в ГУП ВЦКП. Вот текст этих посланий:

«В части многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ООО «Жилкомсервис № (номер сервиса и название района) в феврале 2013 года по сравнению с январем 2013 года увеличен объем потребления по услуге «отопление», определенный в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета тепловой энергии. В связи с этим прошу для многоквартирных домов, в которых объем потребления по услуге «отопление» в феврале 2013 года превысил объем потребления за январь 2013 года, при расчете начислений размера платы по услугам «отопление» и «отопление» на общедомовое потребление установить расход коммунального ресурса в размере расхода за январь 2013 за вычетом 10 (десяти) процентов».

Что имеется в виду: если уж губернатор Полтавченко дал обещание снизить коммунальные платежи, то слово надо сдержать. И ответственными становятся именно управляющие компании, а не монополисты (ТГК, «Водоканал» и прочие), установившие свои тарифы. И не жильцы, которым хочется жить при комфортной температуре, а регулировать свои батареи они, как правило, не могут.

В то время как губернаторский аппарат проводит свою проверку, а прокуратура – свою, на жилкомсервисы оказывается прямое давление: по сути, одно юрлицо (ГУП) вмешивается в дела другого юрлица (жилкомсервиса), что означает полную потерю самостоятельности. В принципе, 20% акций всех районных жилкомсервисов и так находятся в руках города (остальные принадлежат самим ЖКС). Но сотрудники жилкомсервисов уверяют, что и так выкручиваются, как могут. Если кто и обогатился за счет повышения платы за отопление, то не они, а монополисты – поставщики тепла. Не жилкомсервисы определяли тарифы, не они строили дома не по энергосберегающим технологиям, но им придется отдуваться за всех. В том числе – за жильцов, которые отказываются платить по розовым квитанциям.

Напомним, что квартплата за отопительный сезон, в среднем, поднялась на 10%. Петербуржцев о повышении предупредили заранее. Еще с прошлого года люди знали и о том, что летом плата за горячие батареи не взимается - только в отопительный период, поэтому зимой квитанции будут большими. И все равно, когда их принесли, недовольных было очень много. Там, где раньше платили 4000 рублей в месяц, принесли счет на 4500. В среднем, удорожание составило 500-1000 рублей. У многих, правда, суммы не изменились.

«В результате, - говорит экс-депутат и экс-глава жилкомсервиса Сергей Малков, - за март людям выставят счет: январь минус 10%. Но сумма платежа насчитывается не из размера «как того захотел губернатор», а «как натикали счетчики». Получается, горожане все равно будут должны – своему жилкомсервису. И тот захочет получить деньги любой ценой, но не из жадности, а потому что сам он страшно задолжал поставщикам теплоресурсов. Значит, будет экономить на чем-то другом. Например, на уборке подъездов или очистке кровель».

Есть еще одна проблема, о которой не любят говорить: нормативы по гигакалориям не соответствуют реальным. Сопоставить нормативы с реальными тратами довольно легко. Например, в тех домах, где приборы учета установлены по так называемой сцепке (один прибор на несколько зданий), приходится брать данные, исходя из показаний счетчиков. Судя по этим данным, в таких домах теплоэнергия расходуется медленнее, чем в домах без счетчиков: процентов на 30. Резюме: выигрывают при оплате счетов именно те жители, чьи дома находятся «в сцепке». В основном, это так называемая уплотнительная застройка.

«Вторая проблема, - говорит Малков, - что все реформы ЖКХ и все технические новинки сводятся к внедрению новых систем расчета. Город тратит на это деньги, но совсем не собирается их тратить на то, чтобы сэкономить гражданам настоящие и будущие теплопотери. Как уходит тепло через щели в стенах, нам хорошо известно. Проблема 354-го постановления («О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений» -  «МР»), вокруг которого сломано столько копий, не только в том, что люди не могу привыкнуть платить в холодную половину года – много, в теплую – мало. А в том, что граждане должны оплатить все, что не попало в их дом, а ушло к соседям или просто в атмосферу. Теперь на жильцов наплевать всем: и поставляющим компаниям (то есть жилкомсервисам), и ресурсодобывающим (монополистам). То есть раньше хотя бы управляющие компании были заинтересованы во внедрении энергосберегающих технологий. Теперь нет. Так что у нас происходит борьба нанайских мальчиков - имитация борьбы за ЖКХ».

По данным Жилищного комитета, общедомовые счетчики тепла стоят сейчас в 85% жилых домов. Но этого недостаточно, чтобы уже сейчас принять решение о пересмотре нормативов.

share
print