Истории

Реагенты – бомба замедленного действия

Смеси от гололеда, которыми посыпают наши дороги, не только вредят экологии, но и могут стать причиной серьезных аварий.

Город «пересолили»

В канун Рождества вышла из строя электроподстанция «Южная», оставив без света, тепла и воды десятки тысяч горожан. Причиной аварии объявили химические реагенты, которыми «пересолили» КАД.

Доцент кафедры коммунальной гигиены СПбГМА им. Мечникова Игорь Мелешков считает, что реагенты могли стать причиной аварии.

По его словам, химический состав антиобледенителей, которыми обрабатывают город, известен лишь тем, кто получил разрешение их использовать.

Но очевидно, что в чистом виде натрий хлор практически не используется: он замерзает уже при 5 градусах ниже нуля. Сейчас применяются химреагенты, незамерзающие и при -10 – 15 градусах. Предположительно, это кальциево-магниевые соли.

Рождественская петербургская погода «радовала» колебаниями температуры. Незамерзающий раствор при оттепели, как при любом нагревании, начинает испаряться. Обычная зимняя влажность в нашем городе – от 55-70 до 100 %. В таких условиях при ночном похолодании испарения начинают интенсивно оседать на все поверхности.

Калиево-магниевый конденсат осел на предмет, обладающей очень высокой электропроводностью. Произошло короткое замыкание.

Такую «катастрофу» в масштабе собственного автомобиля рискуют испытать многие петербуржцы. При малейшей разгерметизации электросетей оставленной на улице машины тоже может произойти замыкание.

Но «посадка» двигателя – не самое страшное. В современных машинах много пластика. Приобретая авто качественной сборки, можно быть уверенным в негорючести используемых полимеров. Но для китайских или корейских производителей такой гарантии нет, а значит, дело может закончиться и пожаром.

Химия уходит в землю и воду

Реагенты воздействуют на окружающую среду, как любое химическое вещество.

Весной, когда земля прогревается до плюсовых температур, вредные вещества глубоко проникают в почву и поражают корневые системы деревьев, которые начинают болеть и гибнуть.

Страдают поверхностные водоемы и прежде всего - Нева, на которой стоят три городских водозабора – Северный, Центральный и Василеостровский.

Конечно, сброс снега в водоемы категорически запрещен. Он должен вывозиться на специальные накопительные площадки. Оттуда талые воды, проходя очистку, поступают в специальные канализационные сети.

Но это правило зачастую нарушается. Сбросить ночью с набережной снег в воду гораздо удобнее, чем везти его на площадку. А существующие штрафы для транспортных компаний составляют доли процента их прибыли от такой экономии.

Точную информацию о том, что за вещества, и в каких пропорциях, входят в состав той или иной противогололедной смеси, узнать практически невозможно. Как правило, это «секрет фирмы», которая использует смесь.

С документами, подтверждающими, что смесь прошла необходимую проверку на токсичность и безопасность, у таких фирм все в порядке. Но были ли проведены реальные исследования на токсичность? Причем, смеси в целом, а не отдельно взятых ингредиентов? По мнению Игоря Мелешкова, это сомнительно.

Людям паниковать не стоит

11 января замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь заявил, что «реагенты, которыми посыпают дороги в Москве и Петербурге, могут быть опасны для людей».

По его словам, уже выявлены факты воздействия реагентов на здоровье домашних животных – вплоть до ожогов верхних дыхательных путей. Анализ же возможного воздействия реагентов на людей не проводился.

Игорь Мелешков считает, что оснований для паники нет: «Мы все-таки не лижем снег и не пьем воду из луж».

По его словам, существует возможность кожно-аллергических реакций, раздражения верхних дыхательных путей. К «группе риска» условно можно отнести детей, астматиков, людей, страдающих иммунодефицитом.

«Но надо понимать, что опасность реагентов ничтожно мала по сравнению с качеством продуктов, чистотой воздуха, общего состояния экологии», - считает Игорь Мелешков.

Единственный выход – хорошо убирать снег

Несколько лет назад правительство города обсуждало программу перехода с песчано-соляных смесей на гранитную крошку, как это принято, например, в Финляндии или Швеции.

Этот природный материал обеспечивает гораздо лучшее сцепление, чем соль, экологически безопасен и даже полезен для почвы. Однако программа утверждена не была.

Специалисты считают, что решение проблемы - в создании четко работающей, современной и своевременной системы уборки снега. В этом случае реагенты не успеют проникнуть ни в землю, ни в воду.

Сегодня в Петербурге работают 32 снегоприемных пункта и стационарная площадка на проспекте Обуховской обороны. Еще одну планируется установить на Ржевке.

В этом сезоне закуплено три снегоплавильные машины. Этого мало. Пока что потребности города в такой технике в два с лишним раза превышают ее количество.

Специалист комиссии по здравоохранению и экологии ЗАКСа Игорь Меркушев рассказал, что депутаты неоднократно обсуждали проблему зимнего содержания дорог со специалистами комитета по благоустройству. Последние совещания по этому вопросу прошли 8 и 22 декабря.

По словам Игоря Меркушева, в 2009 году на эти нужды город выделил 4,88 миллиарда рублей. Это почти на миллиард меньше, чем было истрачено в 2008 году, и всего лишь - 48 % от необходимых 11,8 миллиардов.

И финансирование продолжает сокращаться. В связи с кризисом бюджет на приобретение новой техники урезали еще на 300 млн рублей.

Что касается заявления Олега Митволя об опасности определенных химических веществ, то доктор медицинских наук Меркушев усомнился в компетентности этого чиновника.

share
print