Истории

«100 фильмов» для школы: обсуждаем с экспертами

Министерство культуры Российской Федерации опубликовало проект списка «100 фильмов» для просмотра в школах. «Мой район» попросил у директора гимназии, киноведа, кинокритика и учителя высказать свое мнение о тех фильмах, которые вошли в список.

Напомним, что предложение ввести в школах уроки кино прозвучало на круглом столе в Союзе кинематографистов. Осенью граждане предлагали фильмы на сайте министерства, затем  перечень корректировали в НИИ Киноискусства (ВГИК), Госфильмофонда России, Союза кинематографистов. В список попали только ленты, которые получили права на показ. Получение права на показ зарубежных фильмов занимает больше времени, поэтому пока в списке их нет.

Игорь Карачевцев, Заслуженный учитель России, лауреат премии президента РФ в области образования, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2003», директор гимназии №166:

«Не уверен, что некоторые немые фильмы 1910-1920 годов XX века будут близки нашим соотечественникам в XXI веке, кроме явных шедевров, таких как, «Броненосец «Потёмкин».  Культовый фильм своего времени «Неуловимые мстители» уже вошёл в общественное сознание наших современников, поэтому первая версия приключений времен гражданской войны «Красные дьяволята» явно устарела. Можно удалить из списка, на мой взгляд: «Адмирал Нахимов» Пудовкина В. (1946 года), «Аэлита» Я. Протазанова (1924 года), «Белеет парус одинокий» В. Легошина (1937 года), «Друг мой, Колька!» А. Салтыкова, А. Митта (1969), «Илья Муромец» А. Птушко (1956) и другие. Эти фильмы мне представляются не самыми яркими в художественном и смысловом ключе.

Но я бы добавил – «Кубанские казаки» И. Пырьева, «Девчата» Г.Чулюкина, «Сережа» Таланкина и Данелии, «Дом, в котором я живу» Л.Кулиджанова, «Весна на Заречной улице», «Кин Дза Дза» Г. Данелии, «Анна Каренина» А. Зархи, «Плюмбум, или Опасная игра» Абдрашитова, «Тот самый Мюнхгаузен» М. Захарова, «Служебный роман» Рязанова, «Иван Васильевич меняет профессию» Л. Гайдая, «Председатель» А. Салтыкова, «Телец» А. Сокурова. Эти фильмы раскрывают общественное сознание наших людей в разные десятилетия.

Наше сознание было наполнено мифами, поэтому надо смотреть «Кубанские казаки» и знать песни из этого фильма. Современникам надо говорить о семейных ценностях простым художественным языком. Поэтому стоит смотреть «Дом, в котором я живу», «Сережу».

Нужно размышлять о том, как в людях теряется человеческое, когда жажда власти, наживы, боязнь уникальности отдельного человека деформируют личность и общество. Поэтому я добавил «Плюмбум, или Опасная игра», «Кин Дза Дза», «Тот самый Мюнхгаузен», «Телец».

Ирина Романова, доцент, кандидат философских наук, руководитель киносеминаров философского факультета:

«Я бы исключила из списка:

- немые фильмы. Мне кажется, что должным образом оценить немое кино в школьном возрасте сложно. Чтобы не закрыть навсегда путь к немому кино, я бы его не навязывала школьникам.

- фильмы Донского «Радуга», Иванова «Звезда», «Мечта» Ромма хороши, но есть более «хитовые» вещи. Фильм Климова «Иди и смотри» слишком жесток и натуралистичен, лучше посмотреть его в более позднем возрасте. Фильм Любимова «Школьный вальс» неплохой, но это явно не шедевр, и хотя его сюжет интересен школьникам, я бы убрала его, так как присутствие этого фильма в списке «ста лучших» неуместно. «Холодное лето 53-го» Прошкина, как мне кажется, слишком переоценен критиками.

- три фильма Ролана Быкова – слишком много. То же касается и картин Птушко, Райзмана, Шепитько. Фильмы Легошина «Белеет парус одинокий» и Лукинского «Чук и Гек» интересны, если надо составить программу «200 лучших».  «Маленькая Вера» Пичула и «Курьер» Шахназарова - сомневаюсь в том, что это «хиты» на все времена.

Я бы обязательно добавила в список фильмы Р.Балаяна «Полеты во сне и наяву» (1982), А.Германа «20 дней без войны» (1976), Г.Данелия «Мимино» (1978) и «Осенний марафон» (1979), О.Иоселиани «Жил певчий дрозд» (1970), К.Муратовой «Короткие встречи» (1967) и «Долгие проводы» (1971), С.Соловьева «Станционный смотритель» (1972), М.Хуциева и Ф.Миронера «Весна на Заречной улице» (1956).

Без них картина «ста лучших» явно неполная. Отсутствие Муратовой и Иоселиани особенно бросается в глаза, ведь это «звезды» первой величины.

Кроме того, по возможности, включила бы фильмы «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967) Н.Бирмана, «Высота» (1957) и «Мой младший брат» (1962, экранизация В.Аксенова) А.Зархи, «Служили два товарища» (1968) Е.Карелова, «Дом в котором я живу» (1957) Л.Кулиджанова и Я.Сегеля, «Когда деревья были большими» (1962) Я.Кулиджанова, «Два бойца» (1943) Л.Лукова, «Начальник Чукотки» (1967) или «Отпуск в сентябре» (1979) В.Мельникова, «Женя, Женечка и «катюша»» (1967) В.Мотыля, «Идиот» (1958) И.Пырьева, «Военно-полевой роман» (1984) П.Тодоровского, «Золотой теленок» (1968) или «Маленькие трагедии» (1980) М.Швейцера. Все эти фильмы – шедевры советского кино и по праву претендуют на место в списке «ста лучших».

Вместо «Марьи-искусницы» и «Королевства кривых зеркал» Роу я бы поместила в список его «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), тем более что это экранизация Гоголя.

Гайдай – ведущий наш комедиограф, и в список можно было бы добавить «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), или «12 стульев» (1971), или «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). То же касается и Э.Рязанова (знакомство с «Гусарской балладой» (1962) или фильмом «Гараж» (1979) было бы весьма уместно. Есть еще отечественные «суперхиты», чемпионы проката, такие как «Человек-амфибия» (1962) Г.Казанского и В.Чеботарева, «Москва слезам не верит» (1980) В.Меньшова (престижная премия «Оскар»), «Звезда пленительного счастья» (1975) В.Мотыля, «Офицеры» (1971) В.Рогового, «Трактористы» (1939) и «Кубанские казаки» (1950) И.Пырьева, «Сердца четырех» (1941) К.Юдина. Ведь если составлять список «лучших» фильмов, то, как мне представляется, туда должны войти не только «высокохудожественные» картины, но и фильмы, активно востребованные массовой аудиторией.

Наконец, в списке отсутствуют фильмы А.Сокурова. Это удивляет. Как бы к нему не относились составители списка, объективно – это мировая величина. Я бы предложила остановиться на фильме «Одинокий голос человека».

Иван Краско, народный артист России:

«Не понимаю, зачем включили в список фильмы из серии «Неуловимые мстители», это откровенная показуха и развлекаловка. Если уж поднимать подобную тему, лучше показать детям фильм «Белый флюгер» 1969 года (о двух братьях-подростках, которые помогают чекистам в тревожные 1920-е годы –  «МР»), там куда больше смысла.

Алексей Гусев, критик, публицист, режиссер, преподаватель Санкт-Петербургского университета кино и телевидения:

«Болевая точка большей части истории отечественного кино, понятное дело, в идеологичности посыла; и если великие фильмы это легализовали тем самым своим величием, то фильмы средне-хорошие к преподаванию никак не сгодятся. Например, «Броненосцу Потёмкину» или «Радуге» никакая смена режимов и времён не страшна, и если уж преподавать кино в школах, то без этих фильмов никуда. А вот, скажем, «Смелые люди», «Щит и меч» или «Курьер», «Освобождение», — произведения по-своему и в своё время симпатичные и важные, — устарели непоправимо.

Кино вообще свойственно устаревать. Поэтому самые явные вопросы к списку — именно по части «кассовых детских фильмов», включённых сюда составителями, по-видимому, благодаря светлым воспоминаниям о собственном детстве. Что, скажем, делают в списке аж три фильма Александра Роу, «Илья Муромец» Птушко, да ещё и «Неуловимые мстители» вкупе с грузинским оригиналом 1923-го года — «Красными дьяволятами»? В эпоху железного занавеса и автаркии эти попытки «советского Диснея» были необходимы, — но у детей, видавших 3D и буйство современной анимации, какое-нибудь «Королевство кривых зеркал» вряд ли вызовет что-либо, кроме усмешки, и справедливо. «Марья-искусница» — это, при всём уважении, просто смехотворно.

Наконец, ещё один повод для сомнений — то, как представлено в списке кино постсоветской эпохи. Присутствие «Маленькой Веры», фильма в своё время громкого, но непоправимо среднего и уж совсем не школьного (в отличие, к примеру, от вышедших тогда же «Плюмбума» Абдрашитова или «Шута» Эшпая, посмотреть которые и нынешним детям не помешало бы), попросту курьёзно. 90-е представлены одними лишь «Утомлёнными солнцем»; дальше — тишина. Это странно».

Сергей Букинич, учитель истории гимназии № 116, «Учитель года -2006»:

«С одной стороны, идея создания списка из 100 лучших книг и фильмов, способна подтолкнуть часть общества к чтению и просмотру, правда, тогда почему бы не дополнить книги и фильмы списком из 100 лучших музыкальных произведений и картин?!

Но я, как учитель, задаюсь простыми вопросами:

Когда смотреть предлагаемые фильмы? Если на факультативах, то после просмотра полуторо-двухчасового фильма в классе необходимо устроить обсуждение увиденного (а это означает, что ребята вернутся домой в 18-19 часов). Если же задать очередное задание на дом, то это только увеличит нагрузку на учащихся.

За чей счёт будут обеспечены школы и учащиеся предлагаемыми фильмами? Это обязанность государства или родителей? Таким образом, в очередной раз мы сталкиваемся с традиционным парадоксом: появляющаяся «сверху» замечательная идея не подкреплена общественным согласием и финансовыми ресурсами».

share
print