Истории

Будущих Евсюковых среди полицейских выявят по прочитанным книгам

Действующим и потенциальным сотрудникам МВД придется отвечать на вопросы о любимых книгах, фильмах, артистах, художниках, занятиях в свободное время и «наиболее уважаемых общественных деятелях». Ответы будут учитываться для заключения о профессиональной пригодности полицейских. Как стражи порядка выберут между Оруэллом и Донцовой, «Криминальным чтивом» и сериалом «Глухарь», и смогут ли вспомнить хотя бы одного художника, размышлял «Мой район».

Новая Инструкция по организации психологического отбора в войска МВД опубликована на сайте министерства для общественной экспертизы. Документ не отменяет тесты для полицейских, которые с небольшими усовершенствованиями использовались в отечественной милиции-полиции с 1970-х годов. Обычно тесты содержат адаптированный Миннесотский личностный опросник, также популярный в военкоматах (утверждения типа «меня беспокоят запоры» или «у меня есть надежды на будущее», которые предлагается оценить по четырехбалльной шкале), интеллектуальный тест Равенна (где заштрихованную фигуру нужно вставить в подходящее заштрихованное поле) и цветовой тест Люшера.

С 2013 года карточка полицейского пополнится новыми графами: «любимые занятия в свободное время», «любимые произведения художественной литературы (2-3 названия)», «любимые артисты, художники», «деятели науки, общественные деятели, к которым испытываете наибольшее уважение», «участие в общественной жизни» и «основные черты характера (самооценка)». Также во время тестирования полицейских будут проверять на полиграфе, который прежде использовался в исключительных случаях, например, при приеме на работу в Следственный комитет. В результате кандидату присваивается одна из четырех категорий годности от «рекомендуется в первую очередь» до «категорически не годен».

  • _DSC6858.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6876.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6893.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6898.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6904.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6906.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6907.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6942.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6945.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6946.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6947.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6955.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _DSC6956.JPG_LOSEV_NIKOLAJ_580.jpg

    Фото: Николай Лосев.

  • _MG_1153__580_kit.JPG

    Фото: Роман Киташов.

  • _MG_1174__580_kit.JPG

    Фото: Роман Киташов.



Официальные факторы риска для службы в МВД не меняются уже много лет: злоупотребление алкоголем или наркотиками, контакты с криминалом, участие в запрещенных общественных объединениях, склонность к превышению должностных полномочий и суициду. Для сравнения, в Британии потенциальных Евсюковых выявляют в течение трех суток, помещая кандидата в смоделированную стрессовую обстановку и общаясь с ним все это время. Как психологические тесты проходят в России, «Мой район» узнал из форума полицейских. Несколько показательных сообщений:

«Прошел военно-врачебную комиссию по первой группе, стал проходить психологическую диагностику, попал на полиграф. В ходе обследования выяснили, что я, учась в институте, пробовал марихуану, вот здесь и понеслось... Тетя полиграфолог уверяла, мол, попадаю в группу риска, но на опера прохожу. Ни хрена не прошел! Пришлось ехать в кадры, там поменяли группу на третью и сказали, что пихнут меня на должность милиционера, а дальше посмотрим – главное влезть, и снова послали на психологическую диагностику. «Добрые» тетушки снова направили меня на полиграф. Есть ли у меня шансы стать опером, или ярлык «наркомана» приклеен навсегда?»

«Врать можно так уверенно, что ни одна машинка не определит. Просто надо не стесняться и отрепетировать процесс. Все заученные вопросы не получится «высветить». Грамотный специалист может спалить оригинальными вопросами, но откуда им взяться в таком количестве в МВД?! Да и сами психологи понимают, что полиграфы генералам нужны для галочки, а не для работы. Соврете на средний результат, и ладненько».

«Я занимаюсь психологией профотбора в одном ОВД. Недавно ко мне на собеседование пришел человек, который ранее работал в охранной фирме. По тестам, которые я ему предложил, не выявлено никаких признаков психологический дезадаптации. Проблема в том, что в телефонном разговоре с психологом с прежнего места работы испытуемого, я узнал, что он обладает шизоидным характером, скрытен, замкнут, в коллективе часто конфликтовал, близких отношений с женщинами не имел, при этом увлекался психологией и якобы знает «правильные ответы» на все тесты».

«У нас сегодня утром повесился на ремне опер розыска, по всем характеристикам нормальный парень (29 лет). Выпил на службе, сняли его с наряда, он заперся в кабинете, выпил бутылку конька, по телефону попрощался с близкими и повесился. По всем характеристикам психолога, начальников, коллег, друзей, родственников – уравновешенный, общительный парень, каких-либо суицидальных намерений у него никто не замечал. Весь райотдел в шоке».


Насколько вопросы о любимом фильме и книге, напоминающие больше анкету для регистрации в социальной сети, могут предотвратить подобные ситуации, «Мой район» спросил у психолога-криминалиста Михаила Виноградова:

«Мы привыкли снисходительно относиться к полиции: «менты», даже «менты поганые». Действительно, уровень интеллекта рядового сотрудника крайне низок. Особняком здесь стоит уголовный розыск, в большинстве своем это высокоинтеллектуальные люди, которые профессионально решают сложные задачи, связанные с людьми, во многом превосходящими их по интеллекту и другим ресурсам. Сама жизнь сформировала слой уголовных разыскников-интеллектуалов. Идея Министерства внутренних дел анкетировать сотрудников, что они читают, что знают, что понимают, вплоть до живописи, подтолкнет общий уровень сотрудников, который сейчас, повторюсь, на крайне низком уровне».

Общественная экспертиза новой Инструкции по организации психологического отбора в войска МВД продлится до 19 апреля.

share
print