Истории

В Петербурге сделают пять новых намывов, и мы потеряем последние берега

Петербуржцы не хотят, чтобы акватория Невы уменьшалась, а на месте естественных берегов появлялись гранитные набережные и автострады. Зеленые оазисы у воды недалеко от исторического центра по-прежнему дороги жителям города. Но мнение обычных людей - одно, а интересы бизнеса и власти - совсем другое. Какие участки близ воды собираются вскоре «облагородить» и при чем здесь корюшка - разбирался «Мой район».



Напомним, 20 марта Законодательное собрание приняло в первом чтении закон о намывных территориях, согласно которому решение об утверждении проектов будет принимать Смольный. Сами депутаты влиять на процесс не будут: самоустранились. «За» проголосовали 33 парламентария. При этом петицию за передачу именно парламенту полномочий по согласованию намывов подписали более тысячи петербуржцев.

«На значительной территории акватории Невы утрачивается естественный берег. Абсолютный факт, что это повлечет изменения в окружающей среде, причем не в лучшую сторону, - комментирует руководитель центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. - Также там размещаются рекреационные зоны, допускающие водный спорт, отдых у воды. Теперь эти зоны не будут выходить к Неве, а окажутся зажатыми между двумя дорогами. Наконец, русло Невы сузится, поэтому течение  реки ускорится. Какие последствия это повлечет, неизвестно, и серьезного исследования по этому поводу не проводилось».

Инженер-гидролог Александр Сергеев пояснил «Моему району», что в результате изменений акватории реки могут образоваться потоки и воронки, но для их прогноза создается гидрологическая модель. «В такую модель вносятся изменения в виде намывных территорий, анализируются изменения. Однозначно «на глаз» о потоке ничего сказать нельзя».

«Мы добиваемся двух вещей, – продолжает градозащитник Александр Карпов. – Чтобы процесс искусственного образования земельных участков происходил в соответствии с законом (раз уж такой закон есть, хоть он и безобразный). А во-вторых, чтобы намывы на территории Петербурга согласовывались с Законодательным собранием».

Предстоящие намывы в Петербурге (схемы Александра Карпова):

1. Пробивка набережной Макарова потребует сужения русла Малой Невы и образования земельного участка у истока Смоленки



Смотреть в большом разрешении
Панорама на «Яндекс-картах»

Продленная набережная на Васильевском острове должна соединить сразу несколько транспортных потоков. С запада она примкнет к Западному скоростному диаметру, с севера – к новому мосту через Малую Неву. Исток Смоленки на карте отмечен серым, но засыпать его не планируют: на этом месте появятся мост и дополнительный внушительный земельный участок. Впервые о продлении набережной Макарова заговорили еще при Валентине Матвиенко, но реализации проекта помешал кризис.

2. Пробивка Аптекарской набережной мимо Лопухинского сада



Смотреть в большом разрешении
Панорама на «Яндекс-картах»

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры объявил конкурс на «Проектирование и строительство участка вдоль Лопухинского сада с устройством транспортной развязки на пересечении с Каменноостровским мостом и выходом на Песочную набережную» в апреле 2013 года. Итоги подведут уже в День города, 27 мая.

3. Благоустройство берега Приморского района от «Пьяной гавани» до парка 300-летия Петербурга



Смотреть в большом разрешении
Панорама на «Яндекс-картах»

83 гектара южнее и западнее самого дальнего участка Приморского проспекта, основную часть которых занимает парк 300-летия. Вся территория разбита Правилами землепользования и застройки на четыре участка. В общественно-деловой зоне на западе планируется возведение спортивного комплекса с рингом для боев без правил, ледового дворца СКА с двумя хоккейными площадками и отеля с центром водного туризма. Идея отеля в 2012 году не понравилась губернатору Георгию Полтавченко, но Арбитражный суд оставил в силе разрешение на строительство, выданное в 2009 году его предшественницей – Валентиной Матвиенко.

Далее в парке 300-летия Петербургская епархия намерена построить храм, а компания «Стремберг» – яхт-клуб. Наконец, в районе «Пьяной гавани» та же компания собирается построить порт для океанских яхт. Прежде чем эти объекты будут реализованы, парк 300-летия собираются облагородить, в том числе выровняв «Пьяную гавань» с помощью намыва.

4. Сужение русла Невы для расширения Смольной набережной



Смотреть в большом разрешении
Панорама на «Яндекс-картах»

Единственный участок, где осуществляется намыв, при этом рекреационная зона не выходит непосредственно к воде.

5. Сужение русла Невы от Синопской набережной к югу от моста Александра Невского и далее южнее железнодорожного моста

Основная часть работ пройдет в 2014 году. Участок от улицы Моисеенко до Херсонского проезда был расширен до 13,5 метров, разделительная полоса займет два метра. На Синопской набережной расположены 11 памятников архитектуры, включая Александро-Невскую лавру.

«От Синопской набережной до Володарского моста кое-где сохранился естественный берег, мелководье, которое пригодно для питания всякой рыбной молоди и водоплавающих птиц. Все это грохнут под автомагистраль», – констатирует Александр Карпов.



Смотреть в большом разрешении

Панорама на «Яндекс-картах»



Смотреть в большом разрешении
Панорама на «Яндекс-картах»


Что петербуржцы думают о проблеме (комментарии с сайта Change.org):

«Всякое антропогенное вторжение в природу влечет к печальным последствиям. Помимо исчезновения пляжей, намывы создают проблему для нереста корюшки Финского залива, и без того лишившейся из-за строительства своих естественных нерестилищ».

«Мы не Япония, чтобы уничтожать водоёмы и создавать новую землю. У нас своей земли достаточно. Намывы – это вопрос взяток для властей Санкт-Петербурга и сверхприбылей для застройщиков. Намыв позволяет продать «дома на берегу» несколько раз подряд. А потом пойдёт сужение русла Невы и застройка её берегов».

«Человечество не может безнаказанно вторгаться и изменять природу: менять русла рек, осушать болота, опустошать недра, выкачивая нефть и газ. За это рано или поздно наступает расплата. Природа отвечает на наши действия и последствия будут такими, что хорошего ожидать не приходится. А вдруг кто-то решит, что неправильно нам иметь две руки и 10 пальцев? Это вообще как, нравится? Так и с заливом. Нельзя его засыпать, и так бед понаделали».

share
print