Истории

Петербург заполоняют китчевые скульптуры миленьких зверюшек: кое-кто на них наживается

Лягушки, собачки, совы – воплощенные в скульптуре ми-ми-мишные картинки зверков все чаще можно встретить в Петербурге. На них тратятся бюджетные деньги: из-за лазейки в законодательстве чиновники могут передавать подряд на производство (или доставку из Китая) этой халтуры близким фирмам. Скоро гранитные звери заполонят наш город.

 

Муниципальные чиновники округа «Коломяги» решили установить на вверенной им территории скульптуру совы за 500 тысяч рублей. «Дизайн должен быть выполнен в анималистическом жанре и представлять собой «сову, сидящую на книгах», – говорится в техзадании. – Для усиления символического значения скульптуры на крыле должна лежать развернутая книга, а постамент – выполнен в виде стопки из двух книг».
 
 
Фото: МО «Коломяги»
 
Похожую «малую архитектурную форму» заказали в Коломягах в 2012 году: на скамейке из натурального гранита затруднительно сидеть, поскольку ее оккупировали две лягушки, согласно техзаданию – «мужского и женского пола». У одной, действительно, просматривается женская грудь. Композиция оснащена также урной из гранита. Урна, скамейка и лягушки обошлись бюджету в 270 тысяч.
 

 
Фото: МО «Коломяги»
 
В Репино половозрелым лягушкам предпочли миленьких щеночков. Они так мило выглядывают из-за забора! «Каждый щенок имеет свою индивидуальность. Они стоят на задних лапках, а передними опираются на бревнышки», – говорится в техзадании, утвержденном главой местной администрации. В нагрузку к щеночкам стоимостью 100 тысяч рублей купили двух журавлей, «устремленных ввысь», почти за 400 тысяч.
 


Фото: МО «Репино»
 
Наряду с увековеченными в граните пушистиками муниципалитеты Петербурга и Ленобласти устанавливают абстрактные скульптуры «Материнство», «Примирение» и «Семья» (1, 2, 3). Стиль в техзаданиях определяется как «минимализм». Несмотря на стилистические отличия, кое-что объединяет их с лягушками и щеночками. Все «малые архитектурные формы» приобретены муниципалами в фирме «Сады мира», которая всякий раз обходила на конкурсах фирму «Зерна красоты». Весь 2012 год «Зерна» выступали спарринг-партнером «Садов»: на пару тысяч снижали начальную (максимальную) стоимость закупок, «Сады» снижали еще на пару тысяч и по итогам «аукционов» поставляли свои шедевры.
 
По закону, госзакупки стоимостью свыше 100 тысяч рублей должны осуществляться на конкурентной основе. В описанных случаях закон соблюден: фирмы принадлежат разным людям, доказать предварительный сговор едва ли возможно. На таких же законных основаниях муниципалитеты публикуют эскизы скульптур, на которые они собираются раскошелиться. Даже если эскизы в точности повторяют предложения на сайте фирмы, которая выигрывает конкурсы. 
 
Так, например, с щеночками. Вряд ли какому-нибудь скульптору захочется воспроизвести скульптуру по такому эскизу, если только она не стоит на заднем дворе готовая.
 
«В техзаданиях госзакупок чиновники могут размещать макет товара, – поясняет координатор движения «Муниципальная пила» Дмитрий Сухарев. – Запрещается указывать конкретные торговые марки, в таком случае они используют фразу «или эквивалент», например, «Ford Mondeo или эквивалент». В указанных случаях этого как раз нет».
 
Нетрудно предположить, кто выиграет конкурс на поставку совы в муниципальный округ «Коломяги». Остается понять, сколько мы теряем от такого монополизма. Корреспондент «МР» поискал «гранитную сову» в интернете. Единственная фирма, которая торгует птицами с таким немного виноватым выражением морды, расположена в Китае. Мы объяснили производителю, что собираемся украсить совами муниципалитет в России. Госпожа Зое Чао сообщила, что стоить это будет недешево, потому что сову придется доставлять на теплоходе. Похожие совы стоят от 500 до 2000 долларов (до 60 тысяч рублей). 
 
В Коломягах, напомним, ее покупают за 500 тысяч вместе с куском поребрика.

 
share
print