Истории

Лучшие «люди нашего города» смотрят на петербуржцев с плакатов и пугают

«Люди нашего города» испугали петербуржцев. В преддверии экономического форума в Петербурге повсюду – на улицах, в метро – развесили плакаты с изображениями слесарей, учителей, вагоновожатых. Достойную идею подвело исполнение: большинство лиц на этих плакатах – как будто с фотографий на паспорт. Вымученная мимика - напряженные улыбки, недоверчивые глаза, взъерошенные волосы, небрежность в одежде... Невольно вспоминаешь, упокой его душу, Черномырдина: хотели чиновники, как лучше, а получилось, как всегда.

Кронверкский проспект, белая ночь, тихо, красиво и вдруг - смотрит на тебя сверху гигантское грустное бумажное лицо полицейского. От неожиданности прохожие раскрывают пошире глаза. Некоторые  - останавливаются и в недоумении переглядываются: что-то не так с лицом. Натурализм портрета как-то не к месту, не для улиц, скорее - для камерных выставок. Плакат с изображением правоохранителя висит на двухметровой тумбе; помимо Ф.И.О. и звания уточняется, что это есть «люди нашего города» и что благодарить за негаданную встречу с таким человеком  следует «правительство Санкт-Петербурга».

Социальный проект Смольного «Люди нашего города» - не ноу-хау этого года: впервые портреты простых работяг вешали по Петербургу в дни экономического форума-2012. Это была идея вице-губернатора Василия Кичеджи: пропиарить таким образом достойных горожан. Людей якобы отбирали на конкурсах профмастерства: лучших из лучших. На практике, как выяснили журналисты, некоторые организации, не заморачиваясь, выставляли тех своих сотрудников, что пофотогеничнее. Тогда проект вообще делали в авральном режиме: времени на тщательную подготовку почти не было.

На этот раз у креативщиков был вагон времени, но на качестве работы это почему-то не сказалось. Вот пример, который запечатлели наши коллеги из издания iUni: на фото - ветеринарный врач Наталья Латык (Петербургская Горветстанция) вместе с пациентом.

Фото: iuni.ru/Виктория Владимирова

Мы попросили знакомых петербуржцев беспристрастно оценить эстетику и профессионализм акции. Большинство вынесло вердикт:  «совковое» исполнение.  

Дмитрий: «Туриста такие фото могут напугать. Они явно сделаны в тайных пыточных в подвалах МГБ (Министерства государственной безопасности – «МР»). Очередная традиция брежневских времён возрождается, вроде досок почёта».

Нина: «Лично мне не нравится, потому что это возврат к «совку». Я видела в метро фото какой-то лесничихи: и мундир на ней сидел мешковато (зачем вообще женщине мундир?!), и макияж бы не помешал - глаза уж очень усталые. Ну, идея неплохая, хороших людей надо поощрять. Только надо это делать в духе времени».

Евгения: «А мне нравится. Они молодцы, что стали обычных горожан пиарить. Мне, например, понравился плакат с портретом молодого человека, работающего на «скорой»: симпатичный. Приятно смотреть не на упоротых людей, а на нормальных петербуржцев».

Галина: «И мне нравится, приятно, что обычный человек может стать героем. Только интереснее было бы, если бы людей фотографировали в профессии, а не как на паспорт». 

Генеральный директор ООО «Термофора» Юрий Коробов сдержанно заметил, что «в рамках социалки достаточно того, что изображено».

  • ERM_8135

    С.Николаев

  • ERM_8139

    С.Николаев

  • ERM_8141

    С.Николаев

  • DSC07183

    МР

  • DSC07184

    МР

А писатель Маруся Климова увидела в рекламе интересную философскую коллизию: «Не знаю, входило ли это в замысел создателей данного проекта, но портреты так называемых простых людей на рекламных щитах в большинстве случаев производят комический эффект. И, скорее всего, тут дело не в личности тех, кто присутствует на плакатах, а в контексте, в который они поневоле оказываются помещены. С одной стороны, эти изображения пробуждают в памяти ассоциации с героями социалистического труда и передовиками производства на «досках почета» из советского прошлого, а с другой – на дворе уже, вроде бы, много лет капитализм, в рамках которого трудящиеся нещадно эксплуатируются буржуазией. Подобная двусмысленность и заставляет прохожих ехидно улыбаться, поскольку они видят перед собой не просто старательных работников, а начисто лишенных классового чутья штрейкбрехеров, в силу своих ограниченных умственных способностей как будто абсолютно не заметивших произошедших вокруг перемен и продолжающих ударно трудиться во имя обогащения своих хозяев».

Фотограф Вадим вынес профессиональный вердикт коллеге, который запечатлел «людей нашего города»: «Фотограф, мягко говоря, не заморачивался. Похоже, что просто взяли фото из личного архива и убрали фон». Переводчик Дмитрий отметил, что многие английские слова, которые на плакатах употребили с целью сделать акцию понятной для гостей экономического форума, использованы некорректно. Например, ambulance attendant – это тот, кто посещает «скорую помощь», а вовсе не фельдшер. А та же ветеринар Латык – veterinarian, а не так, как на плакате.

Не понравились фото и депутату Законодательного собрания, в прошлом – декану журфака СПбГу и специалисту по рекламе Марине Шишкиной: «Мой первый вопрос, когда я увидела рекламу: сколько это могло стоить?! Проект огорчил и возмутил. Это же не просто социальная реклама – это лучшие люди города! А выполнено всё, как будто в сельской типографии: жанр – «блокнот агитатора». И полиграфия, и постановочная часть – всё из прошлого века. Это бьет по глазам. Если вы хотите показать лучших людей – покажите их во всей красе! Вдобавок многие щиты с этой рекламой плохо видны: уж, наверное, стоило их расположить так, чтобы горожанам они были заметны».

Вопрос депутата о деньгах очень даже не праздный: интересно же, сколько потратили бюджетных денег на то, чтобы нас же напугать. В Комитете по печати – единственном ведомстве, которое обладает информацией о проекте «Люди нашего города» (в аппарате вице-губернатора Кичеджи, в отличие от прошлого года, ничего не стали говорить про кампанию) – как обычно, не смогли оперативно дать комментарий. Можно лишь с некоторой долей уверенности предположить, что, как и в прошлом году, проект делали бесплатно – как «социальный». Косвенно на это указывает во-первых, то, что мы не нашли соответствующий заказ на сайте госзакупок; а во-вторых, качество исполнения - по принципу  «дёшево и сердито». Но бесплатно – не синоним «бескорыстно». Впрочем, в одной из компаний, предоставляющих Смольному места под данный проект, на вопрос «МР» о бонусах, которые получат рекламщики от такого сотрудничества, отвечать отказались, сославшись на коммерческую тайну. И лишь политкорректно, но со смехом заметили, что «с удовольствием идут навстречу (Смольному – «МР»), понимая, что это социально важно – демонстрировать лучших людей нашего города».

Экономический форум в Петербурге пройдет 20-22 июня. Это означает, что с проектом «Люди нашего города» нам жить еще около месяца. 

share
print